Кто подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке?

Лоукостер Aliexpress : все, что нужно знать
Содержание

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 ноября 2019 г. – Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ “О международных компаниях и международных фондах”), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 г. (согласно законодательству Российской Федерации)

О случаях проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. см. материал, подготовленный экспертами компании “Гарант”

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 г. (приложение к письму Минфина России от 21 января 2019 г. N 07-04-09/2654)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Обязательный аудит в 2019 году: критерии

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита – обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

Читайте также:  Скачать квитанцию Сбербанка форма ПД 4 и ПД 4сб в формате MS Word

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2018 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:

Обязательный бухгалтерский аудит: куда сдавать аудиторское заключение?

Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред., действ. с 01.01.2020).

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.10.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2017 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2018 год и представить в органы статистики аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности содержит размещенная в интернете информация Минфина России (для отчетности за 2017 год). Существенных изменений в этот перечень за последний год не вносилось.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2018 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. Их недавно подкорректировали, но для отчетности за 2018 год действуют прежние нормы:

Таким образом, отчетность за 2018 год нужно представить в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно передать только в органы статистики. Если этого не сделать, компанию могут оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение по отчетности за 2018 год закон не требует (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

Если компания не обязана по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение представлять никуда не нужно.

Кто должен применять обновленные правила представления аудиторского заключения по отчетности за 2019 год и последующие периоды

С отчетности за 2019 год описанный в предыдущем разделе порядок частично меняется. По каким правилам предстоит сдавать отчетность за 2019 год и последующие периоды, смотрите на рисунке:

Новый порядок сокращает вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным ее получателем станет налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не меняются.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Читайте также:  Льготы на проезд пенсионерам — несколько видов субсидий

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Кто подлежит обязательному аудиту в 2020 году

Аудитом обязательного характера считают ежегодный вариант аудиторской проверки, которая необходима для сверки реальной отчетности бухгалтерии и финансов с тем, что предоставляется контролирующему органу. Получается, что эта процедура позволяет установить достоверность всей документации и информации. Без проведения подобных проверок компания получит ряд штрафных санкций. Все эти моменты установлены законодательными актами различного характера, в том числе ФЗ № 307-ФЗ. Сам процесс должен проводиться только в строгом соответствии с нормами и правилами. В противоположном случае он будет признан недействительным. Также учитывают, что в 2019 году было несколько изменений в правилах.

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности

Обязательный вариант проверки требуется для установленного перечня организаций и образований. По статье 5 ФЗ № 307-ФЗ к таким организациям относятся:

  • акционерное общество;
  • госкомпания, корпорация или ФГУП;
  • компания публично-правового типа;
  • организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;
  • микрофинансовые объединения;
  • фонды негосударственного типа, которые занимаются пенсионным обеспечением и иными услугами;
  • участник с деятельностью на рынке ценных бумаг, аналогичных активов, а также юрлица, которые предоставляют торговые площадки;
  • компания, занимающаяся управлением акционерными инвестиционными фондами.

В ряде случаев проверка необходима для политических партий и объединений.

Общий список критериев, которые могут применяться к компаниям, в том числе ООО, в 2020 году:

  • была получена прибыль в виде выручки за год, который предшествовал отчетному периоду в 400 млн рублей и больше;
  • суммарная величина активов на конец периода, который предшествовал отчетному, превысила 60 млн рублей;
  • активы ОО в виде ценных бумаг вышли на рынок;
  • есть деятельность в виде сдачи или публикации отчетности по финансам в консолидированной форме;
  • имеется кредитная деятельность или любая другая, соответствующая перечню ФЗ № 307-ФЗ. Примером, может служить фонд, занятие торговлей на рынке ценных бумаг или услуги по страхованию.

Стоит учесть, что любой критерий даже в единственном лице обязывает на проведение установленной проверки.

Как выбрать компанию, которая проведет обязательный аудит

По указанию Минфина список компаний, которые могут проводить проверку, ограничен. В ряде случаев список будет расширенным и можно пользоваться услугами индивидуального аудитора, который входит в специальное объединение, или компании. Но такая возможность доступна только для ограниченного числа участников. Например, к ним относятся лотерейные фирмы, участники рынка ценных бумаг, крупные туроператоры.

В остальных случаях использование услуг ИП невозможно. Получается, что оптимальным вариантом является использование независимой фирмы, имеющей лицензию и минимум одного специалиста, который получил аттестат уже после 01.01. 2011 года.

Для коммерческих фирм есть несколько правил по выбору:

  • аудитор имеет лицензию и хорошую репутацию;
  • у выбранного юрлица имеется длительная и стабильная работа на рынке услуг;
  • положительные отзывы и расширенный штат специалистов;
  • само юрлицо имеет страховку и полностью было проверено до обращения.

Важным моментом является квалификация и репутация аудитора, чем он опытнее, тем более тщательная проверка будет проведена. Также многое зависит от типа проверяемой компании.

Этапы проведения обязательного аудита

У процедуры есть несколько основных этапов. Их соблюдение и выполнение всех правил позволяет не допускать различных ошибок. Этапы:

  • планирование или подготовительный этап. Этот процесс необходим для увеличения эффективности проверки, которая должна быть экономически оправданной. Во время подготовки разрабатывают тактику и стратегию, производят составление общего плана с выявлением задач. Формируют основной порядок после обсуждения всех условий с клиентом. На этом же этапе должна формироваться группа специалистов, которые будут проводить работы. Важным моментом является сбор информации и установление объема работ. Это необходимо для оптимизации графика и распределения трудовых резервов, которые позволят затронуть все сферы деятельности и получить данные о любых рисках и факторах;
  • сам процесс проверки с включением в него сбора и анализа полученной информации. Во время процедуры будут проверены все бухотчеты и первичная документация, устав. Во время этого этапа все получаемые данные сверяются с законодательными нормами. В то же время формируют развернутую рекомендацию, позволяющую руководству устранить ошибки, недочеты и оптимизировать все процессы внутри организации;
  • на заключительном этапе формируют заключение с указанием итогов и всей необходимой информации.

Заключение является основным итогом, который указывает на соответствие отчетности действительности. Получается, что в форме заключения выражается мнение проверяющего о деятельности фирмы.

Заключение может иметь два варианта. Первый является немодифицированным, то есть нет отклонений в отчетности и все соответствует заявленным данным и полученным результатам. Во втором случае заключение будет модифицированным. Такой вариант означает, что найдены недостатки, отклонения, искажения или нет достоверных данных, то есть возможны различные неточности, но они не были обнаружены.

Имеется три формы:

  • мнение с оговоркой;
  • мнение отрицательного характера;
  • отказ от мнения и его выражения в любой форме.

Документ предоставляют после получения в региональный орган статистики.

Так как аудитор предоставляет данные и руководству, проверяемой фирмы, то у последнего есть возможности обосновать различные моменты.

Что проверить в договоре с аудиторами

В первую очередь необходимо учесть, что заключение договора должно производиться с учетом всех норм и правил. Любой пункт или положение не должны иметь двойного или неправильного трактования.

Дополнительного внимания потребует пункт об оказании услуг и его стоимости, а также время проверки и его соответствие нормам, позволяющем в дальнейшем сдать в контролирующий орган всю отчетность.

Также требуется удостовериться, что клиент получает на руки заключение, составленное по всем правилам и нормам, которые соответствуют не только стандартным, но и международным в форме МС.

В обязательном порядке в договор вносятся пункты о взаимодействии с руководством во время проведения любых этапов. Это позволит предоставить дополнительные данные, которые могут быть первоначально неправильно понятыми.

Структура заключения

Обязательная структура прописана законодательством. Она включает в себя:

  • наименование;
  • адресат в виде участника ООО, акционера или иного лица;
  • данные предприятия с включением в них госномера регистрации;
  • информация по аудитору;
  • информация по отчетности с указанием периода;
  • сведения, которые были подвергнуты рассмотрению;
  • мнение эксперта о полученных результатах и их достоверности;
  • список обстоятельств, которые могли повлиять на достоверность.

В зависимости от того, модифицированный или немодифицированный вариант акта выдает эксперт по результатам проверки, в документе могут быть прописаны недостатки, неточности или иные отклонения.

Для модифицированного варианта характерно отсутствие искажений. В остальных случаях оговорка возможна при незначительном влиянии на отчетность. Мнение отрицательного характера будет свидетельствовать о нарушениях, а отказ от его выражения свидетельствует о недостаточности данных и сомнениях.

Не стоит забывать, что любой акт должен иметь дату составления, так как ее отсутствие позволяет снимать с проверяющего лица ответственность.

Штрафы за обязательный аудит в 2020 году

Для компаний, которые не предоставляют вовремя все необходимые документы, установлена ответственность административного характера. Она проявляется в штрафных санкциях.

Любое уклонение от предоставления информации или отсутствие обязательной формы проверки имеет установленные размеры штрафов. Если информация не была раскрыта в Едином реестре акционерным обществом любого типа, в частности ПАО или АО, то по статье 15.19 КоАП должностное лицо получит штраф в пределах 30-50 тысяч рублей, а само общество будет обязано заплатить от 700000 до 1000000 рублей.

Если вместе с основной отчетностью любое предприятие из установленного перечня не предоставило в Росстат заключение в требуемой форме, то требуется оплата штрафа за отсутствие в 300-500 рублей ответственным лицом и 3000-5000 рублей организацией.

Также требуется учесть, что саморегулируемое объединение имеет право штрафовать ответственное лицо на сумму в пределах 1500-10000 рублей.

Важным моментом является то, что кроме штрафов, могут применяться различные меры воздействия к нарушителям. Примером может служить попытка сокрытия важной информации и последующие проверки контролирующим органом. По результатам этой проверки будут применены более жесткие санкции, зависящие от степени выявленных нарушений.

Для ряда предприятий и фирм установлены дополнительные проверки в виде аудита, которые позволяют проверить предоставляемые данные на достоверность. Федеральное законодательство имеет установленный перечень организаций и условия, которые должны выполняться. Акт в виде заключения предоставляется в государственные органы вместе с остальными бумагами. При невыполнении условий к нарушителям применяют различные санкции, в том числе штрафы.

Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Главная страница » Блог » Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Кто имеет право проводить аудит и как именно проходит процедура? Отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту? Существуют ли штрафы за отсутствие заключения? Рассказываем подробнее о ежегодной проверке бухгалтерской и финансовой отчетности.

Что представляет из себя обязательный аудит организации?

Обязательный аудит — это ежегодная проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компаний c целью контроля достоверности отчетности. Проводят ее организаторы или индивидуальные аудиторы, прошедшие аттестацию и являющиеся членами СРО аудиторов.

Заключение аудиторы выдают руководителям компании, а те, в свою очередь, обязаны предоставить его в территориальное подразделение Росстата. Сделать это необходимо вместе с подачей бухгалтерской отчетности или не позднее 10 рабочих дней после получения заключения. Крайний срок — 31 декабря года, следующего за отчетным.

Двум типам организаций необходимо сдавать отчет в Министерство юстиции:

  • Структурным подразделениям некоммерческих и негосударственных представительств. До 1 апреля года, следующего за отчетным.
  • Российским некоммерческим организациям, которые были признаны иностранными агентами. До 15 апреля года, следующего за отчетным.

Важный момент! Для структурных подразделений некоммерческих и государственных представительств проверку должны осуществлять только российские аудиторы.

Какие требования предъявляют к аудиторскому заключению?

В отличие от инициативного аудита (про виды аудитов вы можете прочитать в нашей предыдущей статье) к заключению обязательной проверки предъявляются весьма строгие требования.

Документ должен содержать:

  • название;
  • указание на круг лиц, которым адресована информация;
  • название (согласно уставу) хозяйствующего субъекта, прошедшего проверку, его юридический адрес, ОГРН;
  • информация о компании-аудиторе (наименование, адрес и ОГРН, № в реестре аудиторов, ссылка на СРО, куда входит проверяющий);
  • полный перечень проанализированных бухгалтерских форм;
  • список мер и инструментов проверки;
  • итоговое мнение аудиторов относительно степени достоверности изученных форм;
  • указание на важные моменты, повлиявшие на выводы аудиторов;
  • дата составления заключения.

Составляется заключение на русском языке, стоимостные показатели должны выражаться в рублях.

Остановимся подробнее на мнении аудиторов. Закон № 307-ФЗ устанавливает 3 типа мнения:

  • Положительное. Аудиторы подтверждают, что отчетность достоверно отражает реальное положение дел.
  • Модифицированное. Аудиторы не могут выразить однозначного мнения по ряду причин.
  • Отрицательное. Аудитор обнаружил полностью искаженную информацию о состоянии компании.

Модифицированное мнение может быть положительным, отрицательным, с оговоркой или отказом в выражении мнения. Соответственно, в первом случае аудитор не может на 100% назвать мнение положительным. Во втором — отрицательным. Мнение с оговоркой подразумевает, что ситуация, которая может существенно повлиять на достоверность отчетности полностью не раскрыта. А в случае, если аудитор пишет отказ выражать мнение, ему необходимо будет расписать причину такого решения.

Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году?

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ на сегодняшний день в список тех, кому необходимо пройти обязательный аудит попадают компании, отвечающие следующим критериям:

  • акционерные общества, независимо от их типа;
  • юридические лица, выручка которых в прошлом году превысила 400 млн. руб. в год или те, у кого активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации, клиринговые организации и общества взаимного страхования;
  • организаторы торговли;
  • негосударственные пенсионные или иные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющее компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

Кроме этого, обязательный аудит нужно проходить организациям, попадающим под критерии других федеральных законов, а именно:

Тип организаций

Законодательная база

п. 8 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента

п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

жилищные накопительные кооперативы

ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ

п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ

ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ

Штрафы за отсутствие обязательного аудита

Вас может ввести в заблуждение информация о том, что штрафов за непрохождение обязательного аудита организации не установлено. Этот вопрос стоит пояснить отдельно, т.к. уверенность в безнаказанности может обойтись компании очень дорого!

Действительно, никакая ответственность за непрохождение аудиторской проверки не прописана в законах. Однако, организацию могут оштрафовать за отсутствие аудиторского заключения (которое, в свою очередь, вы не можете получить без прохождения процедуры) по целому ряду законов. Рассмотрим подробнее какие последствия могут быть, если организация не провела обязательный аудит.

Штрафы за грубые нарушения ведения бухучета

Отсутствие аудиторского заключения у организаций, для которых проверка является обязательной, относится к грубым нарушениям ведения бухгалтерского учета. А значит, согласно закону от 30.03.2017 г. №77-ФЗ в КоАП РФ, нарушителей могут ожидать следующие штрафы:

  • штраф на должностных лиц организации от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф за повторное нарушение в течение календарного года от 10 000 до 20 000 рублей либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 до 2 лет.

Штрафы за непредставление заключения по требованию акционера

Пункт 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусматривает штрафы за непредставление аудиторского заключения по требованию акционера:

  • от 20 000 до 30 000 рублей на должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 рублей на юридических лиц

Штрафы за нарушения в части раскрытия информации о деятельности АО

Согласно ст. 15.19 КоАП, за нарушение законодательства в части раскрытия информации о деятельности акционерных обществ, размещающих в публикации свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, полагается штраф от 500 000 до 700 000 рублей.

Банк России в этом случае может применить следующие санкции:

  • наложение административных штрафов от 30 000 до 50 000 рублей на должностных лиц либо дисквалификацией на срок от одного года до двух;
  • штраф на юридических лиц от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Штрафы за непредставление аудиторского заключения в Росстат

Росстат может взимать штрафы за отсутствие аудиторского заключения:

  • от 300 до 500 рублей на должностных лиц;
  • от 3000 до 5000 рублей на юридических лиц.

Этапы аудита

Обязательный аудит организации проходит в несколько основных этапов:

  1. Подготовка. Перед началом работ аудитор должен изучить организационно-правовую деятельность компании.
  2. Планирование. Для составления плана обязательного аудита проводится анализ внешних условий, внутреннего контроля, а также первичное ознакомление с экономическими показателями и бухгалтерской документацией.
  3. Сбор основной информации и подробное изучение документации. Рассматривается состояние бухгалтерского учета организации, а также другая финансовая документация.
  4. Контроль достоверности полученной информации. Выявляются ошибки, проверяется работа ответственных специалистов, производится анализ хозяйственной деятельности.
  5. Составление заключения. По результатам анализа составляется аудиторское заключение, которое передается руководителям организации.

Как привести в порядок документацию перед проверкой?

Один из эффективных способов избежать проблем с обязательным аудитом — это заранее привести всю документацию в порядок. При этом наличие высококвалифицированных опытных бухгалтеров в штате не гарантирует того, что аудитор не найдет у вас нарушений.

Почему? Тут есть несколько причин:

  • В связи с большой нагрузкой ваши сотрудники могут упустить определенные моменты.
  • Штатные бухгалтера не всегда успевают отслеживать изменения в законодательстве.
  • Сторонний специалист всегда скорее найдет ошибку, т.к. оценить чужую работу бывает проще, чем свою собственную.

Мы предлагаем услуги по бухгалтерскому консультированию от целой команды специалистов и способны обеспечить успешное прохождение обязательного аудита. В нашей компании работают не только специалисты бухгалтерского дела, но и юристы, поэтому мы всегда в курсе всех изменений законодательства, знаем актуальные требования, находим и помогаем исправлять ошибки.

Позвоните по номеру телефона, указанному на сайте или заполните форму обратной связи, чтобы мы могли рассказать подробнее о наших услугах и сориентировать по цене.

Не откладывайте подготовку к аудиту — лучше заранее убедиться в отсутствии ошибок и быть уверенными в результате проверки.

Оцените статью
Добавить комментарий