Организация на предприятии системы управления охраной труда (СУОТ)

Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, бухучет нко в некоммерческих организациях

Содержание

СУОТ на предприятии – новый образец 2020 года

  • Трудовое законодательство обязывает каждого работодателя независимо от сферы деятельности соблюдать требования, предъявляемые к охране труда. Такая норма закреплена в трудовом законодательстве статья 212. В связи с этим работодателю необходимо создавать, обеспечить введение в действие и вносить изменения в систему управления охраной труда (СУОТ).

    Кому и зачем нужна система управления охраной труда, смотрите выше в видео!

    СУОТ – что это такое?

    Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК РФ и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

    В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

    Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

    СУОТ представляет собой единство:

    • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
    • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
    • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

    Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

    • составить ее структуру,
    • уточнить связи между структурными единицами организации;
    • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
    • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

    Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

    Задачи системы управления охраны труда

    Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

    • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
    • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
    • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
    • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
    • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

    В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

    • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
    • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
    • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
    • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

    Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

    Функции

    Система должна обладать рядом функций, которые необходимо учитывать при ее разработке, внедрении и совершенствовании:

    • оценка показателей состояния ОТ;
    • планирование мероприятий и работ в области ОТ;
    • организация мероприятий и их координация;
    • разработка, внедрение и содержание в актуальном состоянии нормативных документов по охране труда;
    • организация обучения специалистов по ОТ или ответственных работников организации, с периодической проверкой знаний;
    • контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, работа которых в организации направлена на организацию соответствующих мероприятий;
    • ведение учета и анализа текущих условий труда, причин происшествий на производстве, связанных с травматизмом, профессиональными заболеваниями;
    • организация работ по проведению расследований случаев производственного травматизма;
    • обеспечение мероприятий по стимулированию и финансированию всех необходимых работ в сфере охраны труда.

    Этапы внедрения СУОТ

    Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

    Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

    1. Определение целей охраны труда.

    Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

    1. Анализ деятельности в области охраны труда.

    Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

    1. Распределение обязанностей по ОТ.

    Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

    1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
    2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

    На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

    1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

    Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

    При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

    СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

    Новый образец “СУОТ на предприятии”

    Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

    Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

    Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

    • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
    • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
    • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

    Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?

    Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

    Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

    Если в организации произошел несчастный случай, запросит ли инспектор по труду положение о СУОТ?

    В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду. Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.

    Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:

    • трудового договора;
    • карточки Т2;
    • табелей учета рабочего времени.
    Читайте также:  Особенности уничтожения бухгалтерских документов с истекшими сроками хранения — пошаговая инструкция

    Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.

    Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.

    Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.

    Как устроена организация системы управления охраной труда на предприятии?

    Как устроена организация системы управления охраной труда на предприятии?

    Чтобы понять, как выглядит организация системы управления охраной труда на предприятии, нужно установить взаимосвязи её составных частей. Внимательно изучив вопрос, мы сами удивились, насколько элегантной получилась модель, отражающая организацию СУОТ. Взгляните!

    Чем является организация системы управления охраной труда на предприятии?

    Организация системы управления охраной труда на предприятии, по сути, является устойчивой неизменной совокупностью связей между её элементами. Если получится, попробуйте представить: положение о СУОТ определяет необходимость разработки процедуры специальной оценки условий труда, а та, в свою очередь, определяет для предприятия порядок организации предварительных и периодических медицинских осмотров. Вместе с тем процедура СУОТ (специальной оценки условий труда) тесно связана с информированием работников об их условиях труда. Изобразить такое множество взаимосвязей было бы не только сложным, но и малоэффективным. Именно поэтому перед нашими специалистами была поставлена задача описать модель, которая бы однозначно отображала взаимосвязи между элементами СУОТ. Иначе говоря, чтобы на одном простом рисунке отображалась вся организация системы управления охраной труда на предприятии.

    Организация системы управления охраной труда

    Модель организации системы управления охраной труда построена таким образом, что каждый из элементов СУОТ находится на одном из трёх уровней, причём каждый из уровней определяется количеством взаимосвязей между элементами.

    Организация системы управления охраной труда на предприятии

    Так, I уровень модели (стратегический) включает в себя:

    1. положение о системе управления охраной труда (СУОТ);
    2. контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
    3. управление документами СУОТ;
    4. политика работодателя в области охраны труда;
    5. распределение обязанностей по охране труда;
    6. планирование улучшений функционирования СУОТ.

    II уровень модели организации системы управления охраной труда на предприятии содержит в себе процедуры:

    1. управления профессиональными рисками;
    2. планирования мероприятий по охране труда;
    3. специальной оценки условий труда;
    4. подготовки работников по охране труда;
    5. информирования работников об условиях труда.

    Третий (тактический) уровень модели включает в себя:

    1. реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
    2. процедуру организации и проведения наблюдения за здоровьем работников;
    3. процедуру обеспечения безопасного выполнения подрядных работ;
    4. процедуру обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты;
    5. процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха;
    6. процедуру обеспечения работников молоком.

    Организация системы управления охраной труда на предприятии: особенности модели

    Организация системы управления охраной труда на предприятии, представленная моделью, не просто удобное визуальное отображение элементов СУОТ. Элементы расположены таким образом, что:

    • чем ближе элементы к центру модели,тем более эпизодичный характер несут мероприятия, которые описаны в соответствующих процедурах. Так, медицинские обследования могут для отдельных организаций и не проводиться вовсе, тогда как специальная оценка условий труда обязательная для всех организаций, и проводится не реже, чем 1 раз в 5 лет.
    • Чем дальше элементы от центра модели, тем большим количеством взаимосвязей они обладают. Очевидное тому подтверждение — положение о СУОТ связано с каждым элементом системы, тогда как процедура выдачи СИЗ напрямую связана лишь с СОУТ и информированием работников об условиях труда.
    • В описании модели все элементы расположены последовательно и не случайно — данный порядок является рекомендованным для их разработки. Начало всему определяет положение о системе управления охраной труда и замыкает хронологию разработки системы процедуры выдачи СИЗ, обеспечения режимов труда и отдыха, обеспечения работников молоком.

    Подводим итоги

    Представленная в виде модели организация системы управления охраной труда на предприятии даёт возможность понять взаимосвязи между элементами системы и составить процесс проектирования СУОТ. Расположение элементов модели позволяет определить наиболее оптимальный хронологический порядок проектирования и разработки документов.

    Надеемся, ещё одним вопросом про систему управления охраной труда стало меньше. Удачи в разработке!

    Положение о системе управления охраной труда – образец

    Для чего нужно положение о системе управления охраной труда в организации

    Необходимость составлять положение обусловлена требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009. Следовать нормам ГОСТ в сфере охраны труда должны все российские работодатели (ст. 22 ТК РФ).

    Положение о системе управления охраной труда в организации входит в перечень обязательной документации, регулирующей порядок функционирования системы (п. 7.8.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009, п. 4.3.4 ГОСТ Р 12.0.009-2009). При этом сотрудники организации должны иметь беспрепятственный доступ к данному положению.

    Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа

    Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.

    В ст. 209 ТК РФ сказано, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.

    Однако пока подобное типовое положение в качестве нормативного документа не принято. Правда, оно опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня активно обсуждается различными ведомствами.

    Данный документ разработан с учетом действующих стандартов охраны труда, принятых в РФ и за рубежом, а также практического опыта ведущих фирм-работодателей. В проекте типового положения содержатся, в частности:

    • требования к структуре внутрикорпоративных положений;
    • положения, определяющие политику и цели фирмы-работодателя в сфере охраны труда;
    • положения, устанавливающие, каким образом должно осуществляться функционирование системы охраны труда в компании;
    • положения, определяющие, каким образом должно проводиться обучение персонала в области охраны труда;
    • положения, регламентирующие организацию документооборота в рамках системы охраны труда на предприятии.

    На заседании Российской трехсторонней комиссии, которое прошло в начале февраля 2016 года, было решено, что текущий проект типового положения Минтруда необходимо доработать. Эксперты отметили, что данный документ предполагает возникновение у компаний-работодателей ряда неоправданных рисков.

    В отсутствие норм закона, которые регламентировали бы составление положения о системе управления охраной труда, российским работодателям придется работать над формированием данного источника самостоятельно. Изучим, каким образом может быть решена данная задача.

    Нюансы разработки положения о системе управления охраной труда на предприятии

    Положение готовят ответственные специалисты компании-работодателя. В соответствии с пп. 4.5.1 и 4.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007 при разработке документации в рамках системы охраны труда необходимо обращать внимание на следующие нюансы:

    • следует брать в расчет размер организации, виды деятельности, которые она осуществляет, специфику технологических процессов, характеризующих ее производство;
    • содержание должно быть изложено в таком виде, который будет понятен работникам;
    • документация должна своевременно анализироваться и корректироваться.

    Таким образом, при разработке положения следует учитывать, что оно не принимается раз и навсегда, а может требовать периодических изменений.

    Положение о системе охраны труда: структура

    Структура положенияможет быть представлена такими элементами, как:

    • титульный лист;
    • раздел с общими положениями;
    • раздел о функциональных обязанностях сотрудников компании в области охраны труда;
    • раздел о специализированных структурах предприятия, ответственных за охрану труда;
    • раздел, регламентирующий прохождение сотрудниками обучения по охране труда;
    • раздел, регламентирующий процедуру проверки знаний сотрудников об охране труда;
    • раздел, регламентирующий проведение мероприятий по мониторингу и улучшению системы охраны труда;
    • раздел, регламентирующий действия сотрудников при несчастных случаях на производстве;
    • раздел, устанавливающий ответственность сотрудников за несоблюдение требований положения о системе охраны труда;
    • приложения к документу, необходимые для регламентации процедуры пользования им сотрудниками (например, журнал регистрации ознакомления работников с положением).

    Рассмотрим более подробно, какие формулировки могут содержаться в отмеченных разделах.

    Раздел 1: титульный лист

    На титульном листе документа должны иметься:

    • отметка о том, что положение о системе охраны труда утверждено гендиректором;
    • Ф. И. О., должность руководителя, наименование предприятия;
    • наименование документа: «Положение о системе управления охраной труда»;
    • отметки о том, в соответствии с какими правовыми нормами принят документ;
    • информация о дате и месте составления документа.

    Раздел 2: общие положения

    В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:

    • с какой целью организация утверждает положение о системе охраны труда;
    • какого рода нормы устанавливаются документом;
    • то, что положение является локальным нормативным источником, нормы которого обязательны для исполнения всеми работниками организации;
    • то, что положение — основополагающий документ при проведении обучающих мероприятий в рамках совершенствования системы охраны труда;
    • в соответствии с какими НПА разработано положение;
    • с какой периодичностью может пересматриваться документ.

    Раздел 3: функциональные обязанности сотрудников

    Здесь может быть приведен список сотрудников, отвечающих за:

    • контроль за функционированием системы охраны труда в компании;
    • обеспечение соответствия локальных нормативных актов фирмы, принимаемых в целях функционирования системы охраны труда, положениям НПА федерального, регионального и местного уровня;
    • мониторинг исполнения положений локальных актов в области охраны труда сотрудниками;
    • разработку методов совершенствования текущих механизмов, в рамках которых функционирует система охрана труда;
    • организацию обучения сотрудников, направленного на приобретение ими знаний в области охраны труда;
    • практическую реализацию норм, регулирующих функционирование системы охраны труда на предприятии, в части обеспечения сотрудников средствами защиты, инструкциями по их использованию, доступом к системам безопасности и другим объектам инфраструктуры предприятия, которая задействуется в процессе охраны труда;
    • реагирование на инциденты на производстве, обеспечение их расследования;
    • реализацию мер социальной защиты сотрудников от инцидентов на производстве и профессиональных заболеваний;
    • проведение спецоценки условий труда в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
    • проведение обучения сотрудников по программам охраны труда с привлечением внештатных инструкторов из специализированных организаций или ведомств;
    • контроль за корректным ведением документации, используемой в рамках системы охраны труда на предприятии.
    Читайте также:  Интернет — бухгалтерия «Мое дело» — самая полная информация, обзор сервиса и отзывы

    Раздел 4: органы управления охраной труда

    Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.

    Если в компании работает меньшее количество сотрудников, руководство должно назначить хотя бы 1 ответственного за охрану труда. В этом случае орган управления охраной труда в фирме будет единоличным. Если это сделать невозможно, то функции, связанные с обеспечением функционирования системы охраны труда, должен взять на себя руководитель фирмы или ИП (если бизнес ведется в данной правовой форме). Либо следует привлечь стороннего специалиста по договору подряда и сформировать внешний орган управления охраной труда.

    В рассматриваемом разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

    • какой именно орган управления охраной труда учрежден в фирме: служба, единоличный в виде ответственного специалиста или внешний в виде подрядчика;
    • указание на то, что служба охраны труда (или ответственный за охрану труда специалист, или подрядчик) выполняет свои функции в соответствии со ст. 217 ТК РФ;
    • кто именно в организации учреждает службу охраны труда или назначает ответственного специалиста (чаще всего это руководитель);
    • основные задачи, которые решает служба охраны труда, ответственный специалист или подрядчик.

    Раздел 5: обучение и инструктаж сотрудников

    В данный раздел документа можно включить формулировки, отражающие:

    • то, что все сотрудники фирмы, принимаемые на работу, должны проходить обучение по программам охраны труда, а также необходимые инструктажи;
    • сущность инструктажей, проводимых в организации;
    • каким образом должны проводиться обучающие мероприятия и инструктажи;
    • какими нормами руководствуется предприятие, организуя обучение сотрудников по программам охраны труда, а также при проведении инструктажей;
    • кто именно утверждает программы обучения и инструктажей, а также проводит соответствующие мероприятия;
    • указание на то, что по завершении каждой программы обучения либо инструктажа по охране труда проводится проверка знаний, полученных сотрудниками;
    • указание на то, что программы обучения и инструктажи проводятся в соответствии с локальными нормативными актами компании;
    • периодичность пересмотра принятых компанией программ обучения, инструктажей, а также локальных нормативных актов, которые регулируют их проведение.

    Раздел 6: проверка знаний сотрудников

    В данный раздел можно включить формулировки, которые отражают:

    • периодичность прохождения сотрудниками компании проверки знаний в области охраны труда;
    • критерии проведения внеочередных проверок;
    • перечень нормативных актов, в соответствии с которыми проводятся внеочередные проверки;
    • кто именно должен проверять знания сотрудников в области охраны труда.

    Раздел 7: мониторинг и оптимизация системы охраны труда

    В этом разделе могут присутствовать формулировки, отражающие:

    • кто именно на предприятии отвечает за мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее улучшение;
    • какие критерии используются при оценке качества функционирования соответствующей системы;
    • посредством каких методов осуществляется мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее оптимизация;
    • кто именно на предприятии контролирует работу сотрудников, ответственных за мониторинг и улучшение системы охраны труда.

    Раздел 8: порядок действий при несчастных случаях на производстве

    В данный раздел положения можно включить формулировки, раскрывающие:

    • порядок, методы расследования несчастных случаев;
    • порядок реагирования сотрудников фирмы и ее руководства на возникновение несчастных случаев;
    • порядок принятия локальных нормативных актов, в соответствии с которыми должно осуществляться расследование несчастных случаев;
    • кто именно отвечает за реагирование на инциденты на производстве;
    • в каком порядке осуществляется взаимодействие сотрудников компании и внешних субъектов, в частности специальных служб и государственных ведомств, при инцидентах на производстве;
    • порядок отражения информации о несчастных случаях в специальных документах, перечень соответствующих документов;
    • кто именно отвечает за внесение информации об инцидентах на производстве в специальные документы.

    Раздел 9: ответственность сотрудников

    Раздел об ответственности — стандартный элемент большинства локальных нормативных актов, поэтому его включение в структуру положения о системе охраны труда также возможно. В данном разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

    • в соответствии с какими НПА сотрудники фирмы несут ответственность за несоблюдение норм безопасности труда;
    • указание на то, что ответственность за несоблюдение положений документа несут все сотрудники предприятия, а также то, какие дисциплинарные меры могут налагаться на нарушителей.

    Еще 1 возможный элемент положения о системе охраны труда — приложения к нему. Рассмотрим подробнее.

    Перечень приложений

    Положение о системе охраны труда может дополняться различными источниками, регулирующими действие самого документа либо отдельных процедур, которые он регламентирует. Все они будут иметь статус приложений.

    Так, к источникам, закрепляющим юридическую силу самого документа, можно отнести журнал, в котором сотрудники организации удостоверяют своей подписью факт ознакомления с положением о системе охраны труда (либо получения его копии).

    К источникам, регламентирующим отдельные процедуры в рамках системы управления охраной труда, можно отнести журнал, в котором ведется учет допуска сотрудников к системам безопасности предприятия, а также в помещения, в которых осуществляется обучение или инструктаж по программам охраны труда.

    Журнал ознакомления с положением, журнал контроля допуска и иные документы должны получить статус приложений с определенным номером, а их формы желательно привести в самом положении.

    Все подобные приложения должны утверждаться приказом директора (это может быть тот же приказ, который вводит в действие само положение о системе охраны труда).

    В каждом приложении должна стоять отметка о том, что оно составлено именно для положения о системе охраны труда. Лучше всего отразить данную отметку в виде ссылки на номер локального нормативного акта, посредством которого утверждено положение и который указан на титульном листе. В этом случае приложение можно будет распечатывать отдельно от положения, например для сотрудников определенных подразделений фирмы.

    Где скачать образец положения о системе охраны труда

    Загрузить образец рассматриваемого документа вы можете на нашем портале.

    Итоги

    Положение о системе охраны труда на предприятии — документ, который в соответствии с нормами ГОСТ должны иметь все российские работодатели. Поскольку на данный момент его рекомендуемая форма не утверждена, предприятие должно разработать данный документ самостоятельно. Предложенная нашими экспертами структура положения о системе охраны труда основана на практике современного кадрового менеджмента и отражает базовые требования регулирующих ГОСТ.

    Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятии вы можете в статьях:

    Какой Должна Быть СУОТ в Организации! Смотрим Свежие Методические Рекомендации Для ГИТ!

    Приветствую, друзья! Вышел интересный документ из Роструда, который предлагаю рассмотреть и обсудить в этой заметке. Речь идёт о Методических рекомендациях по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ в организации. Данные рекомендации предназначаются не для простых смертных спецов и работодателей, а для государственных инспекторов труда при проведении ими расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем. Поскольку это не секретный документ, мы его тоже возьмём в работу — разработаем на основе рекомендаций не простое, а золотое положение о СУОТ в организации.

    Это Блок-схема проверки СУОТ в организации. Запомните её.

    Итак, Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда были утверждены приказом Роструда от 21.03.2019 г. № 77 и адресуются ГИТ.

    В соответствии с приказом Роструда № 77 руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации приказано обеспечить:

    • обязательное рассмотрение вопросов системы управления охраной труда у работодателя при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем;
    • изучение государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда;
    • использование государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

    Кроме того управлению государственного надзора в сфере труда приказано:

    • при осуществлении проверки актов и материалов расследования несчастных случаев обратить особое внимание на рассмотрение вопроса системы управления охраной труда у работодателя;
    • при выявлении нарушений установленного порядка расследования несчастных случаев, в том числе связанных с нерассмотрением вопросов создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда у работодателя, обеспечить проведение дополнительного расследования несчастного случая в соответствии со статьёй 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации.

    Структура Методических рекомендаций по проверке СУОТ в организации

    Документ состоит из следующих разделов и приложений:

    II. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда:

    Описание основных элементов Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда.

    III. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследования несчастного случая.

    IV. Заполнение отдельных пунктов акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) формы 4.

    V. Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Касательно Блок-схемы. В соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций государственным инспекторам труда предлагается организовывать проверку на основе последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ, приведённых в Блок-схеме, а именно:

    а) основные элементы, составляющие СУОТ (Блок А Блок-схемы);

    б) процедуры, связанные со спецификой экономической деятельности работодателя, реализация которых необходима для установления целей и задач в области охраны труда, а также внедрения в организации профилактики и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (Блок Б Блок-схемы);

    в) процедуры, которые должны реализовываться работодателем для обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (Блок В Блок-схемы).

    В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций проведение внеплановой проверки у работодателя предлагается разделить на 2 части:

    1-я часть — проверка документов СУОТ;

    2-я часть — проверка рабочих мест.

    Читайте также:  Письмо с описью вложения — как заполнять документ, пример и образец

    При этом в рамках проверки документов СУОТ рекомендуется изучить запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и тому подобное), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения СУОТ и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

    В рамках проверки рабочих мест рекомендуется оценивать соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.

    Как будут наказывать за СУОТ в организации

    Поскольку документ не мизерный по содержанию (около 30 страниц), приведу только его мотивирующую часть, а именно пятый раздел — Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Вот какие меры реагирования при выявлении нарушений в части СОУТ предлагаются:

    16. Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

    16.1. В предписании, выдаваемом после завершения расследования, целесообразно указывать устранение не только нарушений, которые явились непосредственными причинами (основными), но и нарушений, которые явились корневыми причинами (сопутствующими).

    16.2. В предписании, выдаваемом после завершения внеплановой проверки, целесообразно указывать устранение не только нарушений государственных нормативных требований охраны труда, но и требований локальных нормативных актов работодателя, а также нарушений, касающихся СУОТ.

    17. Привлечение к административной ответственности.

    В соответствии со статьёй 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ, также согласно пункту 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

    Исходя из вышеуказанного очевидно, что нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

    Вместе с тем стоит учитывать тот факт, что за некоторые нарушения предусмотрена ответственность разными частями статьи 5.27.1 КоАП РФ, например:

    Выявлены следующие нарушения, что в положении о СУОТ работодателя отсутствует процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами (пункт 8, пункты 45 — 47 Типового положения) (если процедура включена в положение о СУОТ, то могут отсутствовать элементы данной процедуры), а также работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты.

    Таким образом, виновных лиц целесообразно привлекать к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за отсутствие процедуры (или элементов процедуры) и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

    Такой же алгоритм можно использовать и по процедурам подготовки работников по охране труда, организации и проведения оценки условий труда, организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников.

    На данном примере освежим в памяти линейку сумм штрафов:

    Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

    Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечёт наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

    Повторимся, что СУОТ в организации будет досконально проверяться ГИТ в соответствии с Методическими рекомендациями в двух случаях:

    1. при проведении государственными инспекторами труда расследований несчастных случаев;
    2. при внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

    В рамках плановых проверок ГИТ обязаны руководствоваться проверочными листами, а именно в теме СУОТ проверочным листом № 31, согласно которого проверяется:

    1. Наличие у работодателя Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом;
    2. Наличие у работодателя Политики в области охраны труда.

    При этом Политика в области охраны труда может входить в положение о СУОТ. Об этом шла речь в заметке — Политика в области охраны труда и как её внедрить.

    Далее предлагаю вам скачать Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ в формате MS Word и ознакомиться с документом более основательно. Комментарии по данной теме очень-очень приветствуются!

    СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

    Приказ Роструда от 21.03.2019 г. № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда»

    Примеры и образцы положений о СУОТ

    На этом всё. С вас маленькая приятность — оцените информацию рейтинговыми звёздочками 😉 Спасибо за поддержку и участие!

    Система управления охраной труда

    Федеральное законодательство в сфере охраны труда с каждым годом становится жестче и жестче по отношению к работодателям, заставляя их обеспечивать максимальную безопасность персонала.

    28.10.2016 г. вступил в силу Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 г. № 438Н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».

    Приказ № 438 обязывает каждого работодателя разработать у себя в организации «Положение о системе управления охраной труда». Если ранее это Положение было не обязательным, то теперь за это будут штрафовать согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ.

    Штраф за отсутствие данного документа – 80 000 рублей. Мы предлагаем нашим Заказчикам документарный, безвыездной АУДИТ + Положение СУОТ.

    СУОТ – Основные задачи

    Система управления охраной труда (СУОТ) является не только частью общей системы менеджмента, но и одним из ключевых элементов, обеспечивающим безопасность трудовой деятельности сотрудников производства. Направленная на защиту жизни и здоровья персонала, СУОТ представляет собой комплекс мероприятий, внедряемых и проводимых с целью установления политики предприятия в сфере охраны труда. СУОТ разрабатывается (восстанавливается) не накануне проверок инспекционными органами, а для поддержания безопасных условий труда на рабочих местах, снижения уровня травматических повреждений работников и поддержания здоровья работников.

    СУОТ строится (основывается, базируется) как на отечественных нормативных документах, так и на международных стандартах, включая OHSAS 18001:2007 и руководство МОТ-СУОТ 2001, которые разработаны для последовательного и планомерного внедрения и применения.

    СУОТ, чья главная цель заключается в обеспечении безопасных условий труда и минимизации несчастных случаев на производстве, направлена на решение следующих задач:

    • отбор профессионалов с документально подтвержденной квалификацией;
    • обучения персонала инновационным методам работы;
    • периодическое проведение инструктажей по охране труда;
    • пропаганда охраны труда среди сотрудников предприятий;
    • обеспечение безопасного использования оборудования и его утилизации при выходе из строя;
    • создание максимально безопасных технологических процессов и условий эксплуатации зданий и строений на территории предприятия;
    • создание санитарно-эпидемиологических условий в соответствии с правилами и нормативными документами;
    • обеспечение оптимального режима труда и отдыха;
    • обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты (СИЗ).

    Реализация функций

    Обязательность наличия штатного специалиста по охране труда. Производственные предприятия со штатной численностью до 50 сотрудников могут самостоятельно определяться с введением СУОТ. Если штат компании превышает 50 человек, наличие собственного специалиста по охране труда становится обязательным.

    Обязанности по охране труда распределяются на основании решений, принятых руководителем предприятия совместно со специальной комиссией, учитывающей положения постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 №14. Ответственность за определенный аспект СУОТ возлагается на работника в качестве обязанности должностной инструкции или внутренним приказом руководства предприятия.

    Обучение и инструктаж. Все сотрудники, принимаемые на рабочие места, связанные с риском для здоровья, в обязательном порядке проходят первичный инструктаж по нормативам и правилам, обеспечивающим безопасность трудовой деятельности. Периодичность повторного инструктажа для персонала составляет шесть и три месяца в зависимости от степени опасности конкретного рабочего места.

    Внеплановый инструктаж или переподготовка сотрудников в специализированных учебных центрах проводятся при установке нового технологического оборудования или изменениях, касающихся условий труда. Обеспечение проведения данных мероприятий возлагается на специалиста по охране труда, который составляет соответствующие списки работников, заверяющиеся подписью руководителя предприятия.

    Информационное обеспечение по ОТ. Внедрение на производстве методов СУОТ сопровождается обязательным оповещением персонала об изменениях в политике охраны труда посредством собраний, внеплановых инструктажей и размещения информации на специальных стендах. Сотрудники, чьи рабочие места связаны с риском для жизни и здоровья должны быть проинформированы в отношении своих прав на материальную компенсацию, сокращенный рабочий день и увеличенное время отдыха (руководство организовывает ознакомление сотрудников с соответствующими документами под личную роспись). Работники могут также оформлять подписку на получение периодических изданий, посвященных изменениям и нововведениям в ОТ.

    Документальное оформление. О наличии на производстве СУОТ свидетельствуют нормативные документы, в которых излагается политика предприятия в сфере охраны труда и методы, обеспечивающие защиту здоровья персонала. От правильности документального оформления во многом зависит эффективность планирования и безопасность функционирования производственных процессов, являющихся основными задачами современного менеджмента.

    Документооборот

    Эффективное функционирование СУОТ требует ведение целого массива разнообразной документации:

    • Должностные инструкции, определяющие права и ответственность работников опасных профессий, а также содержащие нормы по обеспечению безопасной трудовой деятельности;
    • Коллективный договор штатных сотрудников с руководством предприятия;
    • Инструкции, содержащие описание действий, предпринимаемых при возникновении нештатных ситуаций;
    • Журналы проведения инструктажей с результатами проверок знаний сотрудников по охране труда.
    • Карточки выдачи СИЗ и смывающих-обезвреживающих средств и т.д.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...