В каком случае расходы на такси могут уменьшить налогооблагаемую прибыль

Судебные расходы, возмещение расходов, судебная практика, арбитражный процесс
Содержание

Как отражать расходы на такси в налоговом учете

Использование такси в служебных целях уже давно перестало быть «экзотической» статьей расходов. Однако вопросов, как включать эти суммы в расходы НУ, у бухгалтеров по-прежнему немало. Фискальные органы разрешают признавать эти суммы при соблюдении ряда важных условий. Они касаются нюансов налогового, трудового законодательства и документального подтверждения статей расходов. Какие документы нужны для обоснования затрат и в каких случаях ФНС может предъявить фирме претензии – ответам на эти вопросы посвящен наш материал.

Обоснование расходов на такси

Главное требование налоговиков при признании расходов на такси – их экономическая обоснованность. В НК РФ (ст. 264) прописана возможность служебный транспорт и затраты на него учитывать в расходах по прибыли. При этом не обозначено, что транспорт обязательно должен принадлежать фирме. Из сказанного следует, что такси можно при определенных условиях считать служебным транспортом сотрудников.

В качестве подтверждающих можно использовать:

  • заказы-наряды;
  • квитанции, чеки на проезд в такси;
  • подписанные по результатам поездки документы (договоры с контрагентами, акты и пр.);
  • договор с фирмой такси на оказание услуг (предпочтительно заключать его при постоянном использовании такси сотрудниками);
  • выписки банка с оплатой услуг фирмы-перевозчика.

К подтверждению подобных расходов в НУ следует подойти особенно тщательно: чиновники проверяют их, вплоть до сверки маршрута и времени поездки с рабочим временем сотрудника по договору. Если имеются сомнения, что расходы удастся подтвердить без проблем, лучше отнести их за счет чистой прибыли. Такие выводы можно сделать из письма Минфина №03-03-06/1/68839 от 20/10/17 г.

Использование услуг такси в НУ отражается с учетом определенных нюансов, о которых следует знать бухгалтеру.

Командировки

Выполняя служебное поручение в командировке, сотрудник может пользоваться такси весь период командировки: для поездок к вокзалу (аэровокзалу), месту, где он будет жить и работать (ст. 264-12 НК РФ). Такие расходы в НУ относят к прочим производственным. Минфин подтверждает это в ряде писем (например, №03-03-07/11901 от 02/03/17 ).

При этом не играют роли время суток и месторасположение вокзала – в городской черте или вне ее. Расходы все равно можно признать в расчетах налога.

Проезд до работы (и с работы)

Подобные расходы на такси наиболее часто оспариваются налоговиками. Чтобы включать их в затраты НУ, необходимо подтвердить следующие условия:

  • трудности проезда до службы и возвращения с нее с использованием иных видов транспорта (например, график сотрудника, не совпадающий с работой «обычного» транспорта, или территориальная удаленность места работы от остановок такого транспорта); порядок проезда необходимо отразить в приказе руководителя;
  • возможность проезда в такси прописана в колдоговоре (трудовом соглашении).

Служебные и представительские цели

Нередко сам характер работы сотрудника предполагает частые поездки, а то и постоянные разъезды по делам фирмы. Он может использовать для этих целей такси. Для безопасного включения в состав расходов сумм на оплату такси можно выбрать одну фирму и заключить с ней договор на перевозку. В трудовой договор (ЛНА) должно быть включено положение о разъездном характере работы сотрудника.

Представительские мероприятия

Представительские мероприятия (ст. 264-2 НК РФ) и расходы на доставку участников таких мероприятий с использованием такси подтверждаются сметой, отчетами с приложением оправдательных документов и приказом руководителя. Это прочие расходы НУ на производство и реализацию. При этом следует учитывать установленный 4% лимит за период (налоговый, отчетный), определяемый от затрат на оплату труда.

Важно! Расходы на такси, если имеет место доказанная служебная, производственная необходимость, не облагаются налогом на доходы сотрудника, взносами в фонды. Такова позиция судебных органов, Минфина (письмо Минфина №03-04-06/1-97 от 14/05/10, дело №03-04-06/1-97, дело №А28-740/2016, оба рассматривались в судах трех инстанций). Расходы понесены сотрудником в рамках исполнения им своих трудовых обязанностей (НК РФ, ст. 217-3).

Реквизиты документа

Реквизиты подтверждающих поездки на такси документов играют важную, а в случае судебных разбирательств между ФНС и фирмой зачастую решающую роль в возможности признать расходы такого рода.

Правительственное постановление №112 от 14/02/09 г. (прил. 5) определяет такие реквизиты, как:

  • серия, номер, наименование квитанции (чека ККТ) на проезд;
  • наименование фирмы-перевозчика (ИНН, адрес, телефон и само наименование);
  • дата документа;
  • стоимость услуг;
  • ФИО и подпись сотрудника, пользующегося услугами.

Такси и УСНО

На сегодняшний день у контролирующих органов нет единой позиции по вопросу включения затрат на проезд в такси работников, если организация работает на УСНО. Есть две противоположные позиции по ситуациям, наиболее часто встречающимся на практике.

Командировочные расходы

При применении «упрощенки» подтвержденные документами расходы на такси в командировке можно без проблем включать в расчет налоговой базы, на уменьшение. В ст. 346.16-13 НК РФ речь идет о расходах на проезд к месту командировки и затратах на обратный путь, которые налогоплательщик имеет право признавать в расходах. Указанная статья не конкретизирует наименование транспорта, следовательно, такси может компенсироваться наравне с другими способами проезда.

Кроме того, согласно ТК РФ (ст. 168) у работодателя есть обязанность компенсировать расходы по командировкам своих сотрудников, в том числе и проезд.

Важно! Порядок и размеры компенсаций за проезд в командировке в обязательном порядке должны быть прописаны в колдоговоре или ЛНА фирмы (ст. 168 ТК РФ). Иначе налоговые органы могут поставить их под сомнение.

Позиции федеральных актов не противоречат и разъяснительные письма Минфина. Так, возможность компенсации проезда на такси в связи с командировкой подтверждается в письме №03-03-07/11901 от 02/03/17 и ряде других, выпущенных ранее.

Если работнику на УСНО «доходы-расходы» выдавался аванс, покрывающий затраты по командировке, учесть в расходах суммы можно после того, как будет утвержден авансовый отчет. Если средств оказалось недостаточно и работнику пришлось использовать собственные деньги на покрытие служебных поездок в такси, их включают в НУ после выдачи сотруднику суммы перерасхода (письмо Минфина №03-11-04/2/80 от 27/06/12).

Разъездная работа

Несмотря на внешнюю схожесть расходов (как и в первом случае, речь идет об использовании такси в служебных целях), позиция чиновников относительно расходов в этом случае совершенно иная: подобные суммы «упрощенцы» учитывать в расходах не имеют права. В письме налоговой службы КЕ-4-3/3943 от 14/03/11 г. высказана именно такая позиция. Она обосновывается тем, что список расходов по ст. 346.16-1 НК не является открытым и не содержит наименования указанных затрат. В то же время, если работник по служебной необходимости пользовался проездными, такие расходы можно признать на основании пп. 6, п. 1 той же статьи как имеющие отношение к расходам по оплате труда. Такова позиция Минфина (письмо №03-05-02-04/121 от 01/08/06 г.).

В каком случае расходы на такси могут уменьшить налогооблагаемую прибыль

Наконец-то сотрудники в командировке имеют право использовать такси для передвижения в чужом городе. Ведь порой поезда приезжают ночью, или погода бывает настолько ужасная, что сотрудникам приходилось нанимать такси, и все это к сожалению за свой счет, ведь бухгалтера не всегда хотят эти затраты списывать за счет прибыли предприятия.

Авторы письма обращают внимание на положения пункта 26 статьи 270 НК РФ.

В нем оговорено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда работников к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом.

Однако это правило не действует, если указанные расходы предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Расходы в целях налогообложения прибыли должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

При этом обоснованность расходов нужно оценивать с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании вышесказанного в Минфине приходят к выводу о том, что для включения затрат на такси в состав расходов необходимо одновременное выполнение двух условий:

      • расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми или коллективными договорами как система оплаты труда
      • расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Читайте также:  Как писать сопроводительное письмо к резюме — грамотный пример и основные моменты документа

Отметим, что это первое официальное разъяснения Минфина по данному вопросу. К слову, оно согласуется с позицией судей (см. например, постановление ФАС Московского округа от 01.04.09 № КА-А40/2218-09).

А как учесть расходы на фитнес и чай рассказывается в видео. Всем, кто столкнулся с такой проблемой, советую посмотреть.

Отражаем расходы на такси в налоговом учете (нюансы)

Расходы на проезд в такси командированного работника

Сотрудник, направленный в командировку, может воспользоваться службой такси для проезда к вокзалу, аэропорту, месту проживания, а также к месту его постоянной работы в период выполнения командировочного задания. П. 12 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на командировки, в т. ч. проезд работника к месту работы и обратно. Вид транспорта, который при этом может быть использован, не оговорен.

В этой связи встает вопрос: можно ли учитывать в составе прочих расходов проезд на такси работника, находящегося в командировке? Разъяснения по нему дает Минфин (см. письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223). И вывод из них следует, что можно — при условии документального подтверждения и экономической обоснованности затрат.

Какие документы могут подтвердить оплату за проезд в такси? Это может быть чек ККТ или квитанция на оплату пользования услугами такси. В постановлении правительства от 14.02.2009 № 112 можно найти обязательные реквизиты, утвержденные для подобных квитанций.

В случае отсутствия хотя бы одного из выше перечисленных реквизитов документ считается непригодным для подтверждения расходов работника организации на проезд в такси.

Для экономического обоснования поездок на такси во время нахождения в командировке стоит получить от работника служебку с пояснениями выбора именно этого вида транспорта: график работы, при котором сложно добираться на общественном транспорте, удаленность места работы или временного проживания от остановок общественного транспорта. В противном случае от поездок в такси или от признания платы за них в расходах для прибыли лучше отказаться.

Ознакомиться с тем, какие расходы возмещаются командированному работнику, облагаются ли они НДФЛ, можно в этой статье.

Расходы на такси до работы и обратно

Можно ли учесть расходы на такси для доставки работника на работу и возврата его домой? Этот вопрос вызывает много споров у бухгалтеров. И к таким расходам трепетно относятся проверяющие. По учету расходов на доставку сотрудников до места работы и обратно, в том числе с применением такси, Министерство финансов РФ дало разъяснение в письмах от 16.03.2017 № 03-04-06/15198, от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181. Исходя из писем, делаем выводы: расходы на такси для доставки работника на работу и обратно можно учесть в качестве уменьшающих налог затрат при соблюдении одного из двух условий:

  1. Использование такси оправдано неудобным территориальным расположением места работы по отношению к остановкам общественного транспорта либо производственным графиком работы, при котором возникают трудности с проездом на общественном транспорте. Данные основания должны быть обоснованы в приказе руководителя, который закрепляет порядок использования такси в служебных целях.
  2. Доставка работника на работу и (или) с нее с использованием такси предусмотрена трудовым договором и (или) коллективным договором как система оплата труда и при этом возможно определить сумму дохода каждого работника.

Для принятия расходов они должны быть обязательно документально подтверждены. Об обязательных реквизитах на документах, подтверждающих пользование службой такси, уже говорилось.

Подробнее об удержании НДФЛ с компенсации проезда в статье «Проезд до работы и обратно – налоговый аспект» .

Расходы на такси для работников в служебных целях

Для расширения клиентской базы, с целью улучшения качества услуг, увеличения продаж организации направляют работников к своим клиентам (заказчикам). Производственной необходимостью может быть вызвана не признаваемая командировкой поездка работника на такси до контрагента, с которым фирма сотрудничает. Можно ли учесть эти расходы при налогообложении прибыли?

Можно, в случае если поездки на такси работник применял именно для служебных целей, эти поездки документально подтверждены и их служебное предназначение письменно обосновано. Руководителю следует издать приказ с указанием работников, которые для выполнения своих должностных обязанностей могут пользоваться услугами такси. А работники должны предоставлять служебные записки с обоснованием необходимости поездки на такси.

Если должностные обязанности работника в принципе предусматривают регулярные поездки, организации необходимо в трудовом договоре или локальном нормативном акте указать разъездной характер его работы. И документально подтвержденные расходы на такси принимать к налоговому учету.

Если работники организации в ходе своей работы вынуждены часто прибегать к услугам такси, для безболезненного принятия к налоговому учету таких расходов организации желательно заключить договор на оказание услуг такси с соответствующей фирмой. Расчеты с такси производить по банку на основании выставленных счетов или согласно условиям договора. В этом случае для подтверждения расходов у организации будет банковская выписка со списанными на оплату услуг суммами, а также подтверждающие осуществление данных поездок первичные документы, предоставленные службой такси.

Расходы на такси как представительские расходы

Редко какая организация в процессе своей деятельности может обойтись без организации официальных приемов, переговоров. Расходы на доставку официальных лиц организации-налогоплательщика к месту проведения представительского мероприятия и обратно прямо упомянуты в качестве представительских расходов в п. 2 ст. 264 НК РФ. Для принятия их к учету необходимо, чтобы они были документально подтверждены. Для этого в организации должны быть сформированы:

  • приказ руководителя о проведении данного мероприятия и осуществления соответствующих расходов;
  • смета представительских расходов;
  • отчет о представительских расходах, который должен включать: цель и результаты мероприятия, дату и место проведения, программу мероприятия, список участников и величину расходов, подтвержденных первичными документами.

Подробнее о представительских расходах, особенностях их оформления читайте в статье «Представительские расходы – это какие расходы?» .

Если расходы на доставку с использованием такси упомянуты в отчете, имеются подтверждающие документы, то такие расходы учитываются в прочих расходах, связанных с реализацией и производством.

ВАЖНО! Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Подробнее о нормировании представительских расходов читайте в этой статье .

Расходы на такси в бухгалтерском учете

Порядок использования такси работниками организации в служебных целях определяет ее руководитель. Его решением с изданием соответствующего приказа или разработкой локального нормативного акта, регламентирующего использование службы такси в служебных поездках, проезд сотрудников в такси может подлежать оплате.

Такие расходы, подтвержденные соответствующими документами, в бухгалтерском учете учитываются, согласно пп. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина от 06.05.1999 № 33н), как расходы по обычным видам деятельности.

Отражение в учете данных расходов, произведенных за наличный расчет, происходит на основании авансового отчета работника с приложением подтверждающих документов.

В бухучете проводки следующие:

Дт 26 Кт 71 — отражены представительские расходы на такси;

Дт 20 (26, 44) Кт 71 — отражены расходы работника на такси во время командировки.

Точно также проводятся расходы работников на такси в связи с выполнением служебных обязанностей:

Дт 71 Кт 50 — компенсированы расходы сотруднику.

Для отражения затрат на такси в бухгалтерском учете, как и в налоговом, сотрудник должен представить подтверждающие документы, а также служебку с пояснением маршрута следования.

Если организацией заключен договор со службой такси, расходы, связанные с передвижением сотрудников на такси, отражаются проводкой:

Дт 20 (26, 44) Кт 60 — отражены расходы, связанные с рабочими поездками сотрудников на такси.

Итоги

Расходы на оплату такси, связанные с хозяйственной деятельностью организации, привлекают особое внимание бухгалтеров и проверяющих. Для возможности их учета при расчете налога на прибыль, а также во избежание начисления НДФЛ и взносов с сумм компенсации расходов на такси работникам в организации должен быть проработан регламент пользования службой такси в рабочих поездках. С данным регламентом должны быть ознакомлены все сотрудники, чтобы не попасть на оплату проезда в такси за свой счет.

Зеленоглазое такси: как учесть расходы на поездки работников

Когда можно признать затраты на поездки и чем их подтвердить

Куда, зачем и почему работник ездил на такси в рабочее время — не простое любопытство бухгалтера. Ответить на эти вопросы нужно для того, чтобы определить, можно ли расходы на такие поездки признать в налоговом учете и не будет ли возмещение их стоимости работнику его доходом.

«Расходный» налоговый учет

То, как затраты на такси будут учтены в «прибыльном» и «упрощенном» налоговом учете, зависит от ситуации.

СИТУАЦИЯ 1. Командировка

Для проезда до аэропорта/ вокзала и обратно работник может использовать такси. Ведь Положение о командировках не содержит никаких ограничений на сей

Не имеют значения:

  • месторасположение аэропорта или вокзала (они могут находиться как за чертой города, так и в его черте);
  • время поездки (дневное или ночное время).

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

В локальном нормативном акте организации могут быть закреплены особые условия для использования такси, с которыми надо ознакомить работника при направлении в командировку.

Читайте также:  Договор о прохождении производственной практики — самая важная информация

В «прибыльном» налоговом учете, так же как и в бухучете, затраты на оплату услуг такси в командировке признаются в расходах на дату утверждения руководителем авансового отчет

Тем, кто применяет «доходно-расходную» упрощенку, нужно учесть, что если работнику выдавался аванс, достаточный для покрытия всех его командировочных трат, то стоимость услуг такси признается в расходах на дату утверждения авансового отчета. А если работник оплатил такси за счет собственных средств, то в расходах упрощенцу можно признать такие суммы только после возмещения работнику перерасход

СИТУАЦИЯ 2. Представительские мероприятия

Затраты на транспортное обеспечение доставки участвующих в переговорах как представителей других организаций, так и сотрудников самой компании к месту проведения официального приема и обратно относятся к представительским расхода Так что если, к примеру, встреча в ресторане является представительским мероприятием, то затраты на проезд директора в ресторан на такси можно учесть как «прибыльные» налоговые расходы.

Представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от затрат на оплату труда за отчетный (налоговый) перио

Но если ваша организация решила оплатить поездку приглашенных гостей от аэропорта до гостиницы и проживание в ней, то, по мнению проверяющих, такие затраты вообще нельзя учесть при налогообложении прибыл

Однако есть одно судебное решение (правда, давнее), в котором суд счел подобные затраты не представительскими, а иными прочими расходам

Когда расходы на такси оплачены самим работником, организация сможет их признать в «прибыльном» учете на дату утверждения руководителем авансового отчета (принятия решения по заявлению работника о возмещении расходов, если аванс не выдавался).

А вот упрощенцы не могут учесть в налоговом учете затраты на «представительское» такси. Ведь в закрытом перечне расходов упрощенцев представительских расходов вообще

СИТУАЦИЯ 3. На работу и с работы

Иногда директор требует возместить ему (или другим работникам) расходы на такси, связанные с поездками из дома в офис и обратно. Можно ли учесть такие расходы при налогообложении прибыли? Об этом мы спросили специалиста Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Если затраты на услуги такси не связаны ни с командировкой, ни с проведением представительских мероприятий, организация вправе отнести в состав своих налоговых расходов подобные затраты, связанные с перевозкой работников службами такси до места работы и с работы домой, только в двух случая

  • эти расходы обусловлены технологическими особенностями производства;
  • они предусмотрены трудовыми договорами коллективным договором как система оплаты труд

К примеру, расходы на проезд можно учесть в налоговых расходах, если организация находится вдали от остановок общественного транспорта, работает в ночную смену или имеет другие особые условия функционировани Разумеется, в приказе руководителя, регламентирующем использование работниками такси, или в ином локальном нормативном акте лучше обосновать подобные технологические особенности.

СИТУАЦИЯ 4. Рабочие поездки

Это могут быть, к примеру, поездки к клиентам либо к иным контрагентам с разрешения руководителя. Такие затраты можно учесть в составе прочих производственных расходо И с этим согласен специалист Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В налоговом учете признаются транспортные расходы нескольких видов, в том числе и расходы на аренду автомобиля для производственных целей.

Следуя этой логике, если поездка на такси носила именно служебный характер, организация может признать такие расходы при расчете базы по налогу на прибыль. Но цель поездки и ее связь с производственной деятельностью необходимо документально обосноват

БУЛАНЦЕВА Валентина Александровна
Государственный советник РФ 2 класса, заслуженный экономист России

Приказом или локальным нормативным актом организации может быть установлен перечень работников, которым для выполнения их служебных обязанностей разрешено пользоваться услугами такси, определены критерии выбора именно такого вида транспорта.

Внимание на подтверждающие документы

Чтобы подтвердить расходы, к авансовому отчету (заявлению на возмещение расходов, если аванс не выдавался) работник должен приложить документы на оплату им услуг такс

Если ваш работник расплатился за поездку на такси наличными, то водитель должен был выдать

  • кассовый чек, напечатанный таксометром;
  • квитанцию в форме бланка строгой отчетности (что встречается очень редко).

Для налогового учета затрат на такси в некоторых случаях потребуются и дополнительные документы.

Если затраты на такси — часть командировочных расходов, то нужен приказ руководителя о направлении работника в командировк

Для обоснования представительских расходов нужен утвержденный руководителем отчет о проведенном представительском мероприятии и расходах на

Благодаря современным онлайн-сервисам служб такси вы всегда можете узнать, когда и куда ваш работник ездил на такси в командировке, а также стоимость его поездок

Какие документы требуются, если такси оплачено в безналичном порядке — к примеру, при помощи электронных приложений такси (Uber, GetTaxi, Яндекс.Такси), действующие Правила перевозок не устанавливают. И это неудивительно: они были приняты довольно давно и с тех пор жизнь шагнула далеко вперед.

Для таких такси отслеживание маршрута и километража происходит централизованно по навигационным системам. По итогам каждой поездки пассажиру приходит на электронную почту письмо с данными о поездке (конкретным маршрутом, километражем и временем поездки). Если такси оплачивается банковской картой, то на номер телефона, привязанный к карте, приходит сообщение о сумме, списанной в качестве оплаты поездки.

Минфин на вопрос о подтверждении затрат на услуги такси, заказанные работником в командировке через специализированные онлайн-сервисы или интернет-сайты, ответил, что расходы на проезд в такси могут быть учтены организацией в составе расходов при условии оформления их документами, соответствующими требованиям действующего законодательств

Положительный это ответ или отрицательный? Мы попросили представителя Минфина прояснить ситуацию.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Расходы организации на проезд командированного работника на такси к месту командировки и обратно из места командировки к месту постоянной работы могут быть учтены при налогообложении, если они документально подтвержден

Если организация заключила договор со службой такси и поездки сотрудников оплачиваются по безналичному расчету с банковского счета организации, то, по моему мнению, для подтверждения произведенных расходов на такси будет достаточно распечаток, полученных из электронной системы такси (Яндекс.Такси, GetTaxi или Uber), и выписки с банковского счета.

Если же договора организации со службой такси нет, а работник зарегистрировался в службе такси на свое имя и расплатился за проезд собственной банковской картой, ему необходимо приложить к авансовому отчету выданный водителем кассовый чек либо бланк строгой отчетности. Распечаток из электронной системы такси и выписки с банковской карточки работника для признания организацией таких расходов может быть недостаточно, так как там могут отсутствовать все необходимые реквизит Например, наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси.

Такая ситуация рассматривается в недавнем Письме Минфина от 10.06.2016

БУЛАНЦЕВА Валентина Александровна
Государственный советник РФ 2 класса, заслуженный экономист России

НДФЛ и страховые взносы

Надо ли облагать затраты на такси, возмещенные работнику, НДФЛ и страховыми взносами, зависит от ситуации.

Ситуация, в которой работник пользовался таксиПорядок обложения возмещенных затрат на такси, если они документально подтверждены
НДФЛстраховыми взносами
КомандировкаНе облагаютсНе облагаютс
Представительское мероприятие или иные деловые поездки в рабочее времяНе облагаютсНе облагаютс
Проезд из дома до места работы и обратно, если использование такси необходимо:Не облагаютсНе облагаютс
  • в связи с технологическими особенностями производства;
  • в связи с невозможностью иначе добраться до работы
Проезд из дома до места работы и обратно в иных случаяхОблагаютсОблагаютс

Если же организация возмещает работнику затраты на такси, которые документально не подтверждены, то суммы возмещения облагаются и НДФЛ, и страховыми взносами. Ведь такое возмещение рассматривается как обычный доход работника, для которого законодательство не предусматривает каких-либо особых исключений.

В любом случае порядок использования такси теми или иными работниками определяет руководитель. Бухгалтер лишь отражает одобренные им расходы в учете.

Если же затраты работника на такси руководитель признает необоснованными, их просто-напросто не возместят. И получится, что работник прокатился с ветерком за свой счет.

Учет расходов на оплату услуг такси

Автор: Герасимова Н. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Поскольку кафе заканчивает работу поздно ночью, работники (официанты, повар, администратор) уезжают домой на такси, услуги которого оплачивает организация по договору, заключенному с транспортной компанией. Можно ли учесть в целях налогообложения прибыли организаций расходы на оплату услуг такси? Возникают ли у работников в описанной ситуации доходы, подлежащие обложению НДФЛ? Надо ли с сумм оплаты услуг такси начислять страховые взносы?

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) при условии, что эти расходы являются обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными и произведены в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В понимании того, какие затраты являются обоснованными, помогают списки налоговых расходов, приведенные в гл. 25 НК РФ, в том числе в ст. 264 НК РФ.

На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). В связи с этим финансисты разрешают в ситуации использования в качестве служебного транспорта услуг такси учитывать при определении базы по налогу на прибыль затраты организации, связанные с перевозкой в служебных целях работников службами такси, при выполнении требований ст. 252 НК РФ (Письмо от 20.10.2017 № 03-03-06/1/68839). Поездки в служебных целях – это, например, поездки на встречи с клиентами, на базу за продуктами, с целью сдачи отчетности, а вот поездка работника домой в качестве служебной квалифицировать сложно, поэтому учитывать расходы на оплату услуг такси в рассматриваемой ситуации на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ не стоит. Более того, п. 26 ст. 270 НК РФ установлен запрет на включение в состав налоговых расходов затрат на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом. Но из этого общего правила есть два исключения:

Читайте также:  Как узнать сумму пенсионных накоплений по СНИЛС — через Госуслуги, МФЦ и прямое обращение в ПФР

когда расходы на оплату проезда включаются в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства;

когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

С учетом этой нормы финансисты делают такой вывод (см. Письмо от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181):

Организация вправе отнести в состав расходов затраты, связанные с перевозкой работников службами такси, если данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поскольку кафе заканчивает работу поздно ночью, когда общественный транспорт уже не ходит, оплату услуг такси по доставке работников домой вполне можно признать производственной необходимостью.

Так, в деле № А59-3144/2010 общество смогло обосновать расходы на оплату услуг такси, в том числе таким пояснением:

Использование транспортных услуг такси обусловлено отсутствием маршрутов регулярного транспорта, безопасностью сотрудников, необходимостью прибытия на рабочее место в срочном порядке либо убытия с рабочего места в поздние часы.

В качестве документального подтверждения общество представило договоры об оказании услуг по перевозке пассажиров (сотрудников), акты выполненных работ, счета-фактуры, выставленные перевозчиками, регистры бухгалтерского учета. Налоговая инспекция сочла наличие этих документов недостаточным, так как они не содержат информацию о дате, времени, Ф. И. О пассажира, маршруте и стоимости поездки.

В свою очередь, общество сообщило, что исполнители представляли соответствующие детальные ведомости, которые проверялись на предмет соответствия договору и лиц, имеющих право пользоваться услугами такси, после чего подписывались акты об оказанных услугах. В целях бухгалтерского и налогового учета обществом обеспечивалась сохранность только актов об оказанных услугах.

Суд посчитал обоснованным довод общества о том, что требуемая налоговым органом детализация акта как первичного учетного документа законодательством о налогах и сборах не установлена. Предусмотренные договорами детальные отчеты об оказании услуг составляются для целей гражданско-правового характера, осуществления расчетов между сторонами договора, проверки качества и объема выполненных работ.

Итоговый вывод: спорные расходы понесены обществом в связи с производственной деятельностью, поэтому являются экономически обоснованными, и подтверждены документально (Постановление ФАС ДВО от 20.05.2011 № Ф03-2085/2011).

К сведению: московские налоговики, исходя из того, что в п. 26 ст. 270 НК РФ речь идет о проезде транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, настаивали в свое время на таком подходе. Оплата проезда сотрудников к месту работы и обратно на такси не включается в состав расходов для целей налогообложения прибыли (независимо от наличия такого обязательства работодателя в трудовом или коллективном договоре) (Письмо от 27.06.2008 № 20-12/060976).

Документально подтвердить и экономически обосновать затраты на оплату услуг такси смогло и общество в деле № А13-6206/2012.

При исполнении договоров на оказание транспортных услуг сторонами составлялись акты приемки услуг, в которых фиксировались оказанные транспортные услуги за месяц. Обществом также представлены квитанции по форме, согласованной сторонами договора, в которых содержатся номер и дата документа, наименования заказчика и исполнителя, наименование услуги, количество пассажиров, маршрут поездки, стоимость услуги, подписи уполномоченных представителей заказчика и исполнителя.

Кроме того, обществом принято положение об использовании корпоративного личного автотранспорта, услуг транспортных компаний и политике использования корпоративного и личного транспорта в производственных целях. В нем предусмотрено оказание услуг по перевозке работников общества транспортными компаниями как в служебных целях, так и по маршруту город – производственная площадка – город (в связи с отдаленностью завода от маршрута общественного транспорта). Согласно положению, учитывая отдаленность площадки от города и отсутствие общественного транспорта, компания предоставляет работнику автотранспорт (такси «Шансон» и «Такси-Сервис») для поездок на работу и домой. При оплате такси по безналичному расчету работник должен представить должным образом оформленную квитанцию. Каждый работник, которому не компенсируются транспортные расходы, получает 10 квитанций в месяц для осуществления поездок на работу и с работы.

Судьи выяснили, что доставка работников к месту работы и обратно на такси обусловлена технологическими особенностями производства, что подтверждается удаленностью предприятия от жилого массива и остановок транспорта общего пользования, отсутствием общественного транспорта в месте нахождения общества.

Следовательно, обществом выполнены требования ст. 252 НК РФ, в связи с чем оно правомерно включило в состав расходов затраты на оплату услуг по перевозке работников на такси (Постановление ФАС СЗО от 10.12.2013 № Ф07-8924/2013).

Если оплата услуг такси по доставке работников домой является производственной необходимостью, объекта обложения НДФЛ не возникает, так как у сотрудников не образуется экономическая выгода. Согласен с этим и Минфин: при использовании сотрудниками организации арендованных автомобилей или такси для служебных поездок налогооблагаемого дохода у них не возникает, поскольку транспортные услуги в таких случаях оказываются в интересах организации, а не налогоплательщиков – физических лиц (Письмо от 14.05.2010 № 03-04-06/1-97). Но предупреждает: в организации должны быть документы, подтверждающие использование сотрудниками арендованных автомобилей или такси в служебных целях, их отсутствие может привести к возникновению у таких лиц экономической выгоды в той мере, в какой ее можно оценить. Полученный в этом случае доход в виде сумм оплаты организацией стоимости аренды автомобилей или такси, используемых сотрудниками в личных целях, подлежит обложению НДФЛ в порядке, предусмотренном ст. 211 НК РФ (Письмо от 20.03.2017 № 03-04-06/15815).

К сведению: согласно пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Ситуация, когда налоговая инспекция посчитала, что у работников возникли облагаемые НДФЛ доходы в натуральной форме в виде оказанных им услуг такси за проезд до места работы и обратно, была рассмотрена судьями в деле № А60-42437/2009-С6. Расчет доначисления НДФЛ налоговики осуществили на основании представленного обществом списка работников, пользовавшихся услугами такси, и отработанного работниками времени помесячно по табелям учета рабочего времени.

Арбитры же решили, что предложенный налоговой инспекцией расчет является необоснованным, поскольку произведен на основании приблизительного списка сотрудников, пользовавшихся услугами такси, не учитывает, какое количество дней и на какое расстояние осуществлялась перевозка того или иного сотрудника, то есть на основании неполной и приблизительной информации. При таких обстоятельствах решение в части доначисления НДФЛ в оспариваемой сумме было признано недействительным (Постановление ФАС УО от 18.06.2010 № Ф09-4486/10-С2).

Страховые взносы

Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Как указано выше, оплата услуг такси производится в пользу организации, а не ее работников, поэтому объект обложения страховыми взносами не возникает. Такой же подход продемонстрирован в Постановлении ФАС УО от 19.11.2013 № Ф09-10055/13 по делу № А76-25208/2012, в передаче которого в Президиум ВАС РФ отказано Определением ВАС РФ от 19.03.2014 № ВАС-2662/14.

Общество производило оплату услуг такси на основании договора на оказание услуг по перевозке сотрудников по платежным поручениям и мемориальным ордерам, актов оказанных услуг, счетов-фактур, реестра заказов такси и отчетов по поездкам с указанием маршрута движения. Данные перечисления представляют собой оплату услуг, оказанных сторонней организацией обществу, и не являются выплатами в пользу работников по гражданским или трудовым договорам, тем более что условиями трудовых договоров соответствующие положения не предусмотрены. Поэтому спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Расходы на оплату услуг такси на основании договора, заключенного с транспортной компанией, можно учесть в целях налогообложения прибыли при условии, что эти расходы являются основанными (если оплата услуг такси по доставке работников домой после работы – производственная необходимость) и документально подтвержденными. Оказание транспортных услуг в интересах организации означает, что у работников не возникает облагаемого НДФЛ дохода в виде оплаты услуг такси. Кроме того, с этих сумм не нужно начислять страховые взносы.

Оцените статью
Добавить комментарий