Расчет стоимости платных услуг в бюджетном учреждении — правила расчета и примеры

Бухгалтерские программы для малого бизнеса — список самых необходимых, бесплатные бухгалтерские программы для усн
Содержание

Расчет и оказание платных услуг бюджетным учреждением

Бюджетное учреждение представляет собой некоммерческую структуру. Однако такой субъект может осуществлять деятельность, дающую доход. Как правило, это оказание услуг за деньги. Право на коммерческую деятельность обусловлено ФЗ от 12.01.1996 г. №7.

Какой коммерческой работой может заниматься бюджетный субъект?

Под коммерческой работой подразумевается предоставление услуг за деньги. Пояснение дано в письме Минфина от 22 октября 2013 года. Это может быть:

  • покупка и продажа акций;
  • реализация прав собственности;
  • вклады в товарищество.

Субъект не может заниматься оказанием любых коммерческих услуг. Они должны соответствовать целям формирования субъекта. К примеру, образовательные субъекты не могут заниматься оказанием медицинских услуг. Законной коммерческая работа будет в том случае, если она отвечает этим требованиям:

  • Соответствие целям, ради которых создавался субъект.
  • Работа прописана в учредительной документации.

Цели образования субъекта прописаны в уставе. Это основная бумага, на основании которой создается перечень оказываемых платных услуг.

Пример

Целями формирования субъекта являются содержание и совершенствование структуры автомобильных дорог, их ремонт и обеспечение эксплуатации. Такая структура может заниматься оказанием этих услуг:

  • Деятельность по предотвращению дефектов (ямы и прочее).
  • Ремонтные работы.
  • Работа по увеличению сцепных свойств дорог.

То есть учреждение может заниматься любой деятельностью, которая связана с автомобильными дорогами.

Создание перечня платных услуг

Введение платных услуг должно быть обосновано. Обосновать подобное решение можно соответствующими целями деятельностями, прописанными в уставе, утвержденном учредителем. Платные услуги могут быть следующими:

  • Услуга, которая относится к основному направлению деятельности.
  • Неосновная услуга.

Услуги по основному направлению можно оказывать сверх перечня, оговоренного госзаданием. Иногда услуги могут входить в госзадание, однако возможно это только в ситуациях, оговоренных в законе.

Определение стоимости платных услуг

В пункте 4 статьи 9.2 ФЗ №7 («О некоммерческих структурах») указано, что порядок расчета основной стоимости определяется учредителем. Стоимость услуг утверждается нормативным актом. Обратная ситуация возможна только в том случае, если это оговорено ФЗ. Учреждение также может оказывать услуги, которые не относятся к перечню основных. Стоимость их определяется бюджетным учреждением.

В письме Минфина от 12 августа 2006 года перечислены ФЗ, в которых указаны конкретные лица, ответственные за установление стоимости услуг:

  • Ст. 52 Закона о культуре, утвержденного ВС РФ 09.10.1992 г. №3612-1. Культурные субъекты могут самостоятельно назначать цены на услуги и продукцию (к примеру, билеты).
  • Ст. 9 Закона о госуслугах от 27.07.2010 г. №210. Стоимость необходимых услуг определяется на основании нормативного акта, принятого исполнительными структурами.
  • Ст. 84 ФЗ от 21.11.2011 г. №323. Стоимость медицинских услуг утверждается Правительством страны.

Обычно тарифы на услуги устанавливаются не самим бюджетным субъектом. Если же учреждение само определяет тарифы, при расчетах нужно учитывать себестоимость оказания услуги. В нее могут входить следующие направления:

  • Зарплата сотрудникам.
  • Различные начисления работникам.
  • Материальные траты.
  • Затраты на ЖКХ.
  • Транспортировочные расходы.

Во внимание принимаются нюансы предоставления услуги, а также ее себестоимость. Учитываются накладные траты, рентабельность. Стоимость услуги не может быть меньше нормативных затрат. При данной ситуации контролирующие органы могут сделать следующие выводы:

  • Неправильное планирование.
  • Вложение в оказание услуг средств из субсидий, что является незаконным.

К СВЕДЕНИЮ! Платные услуги субъект должен оказывать на тех же условиях, что и бесплатные. Нельзя устанавливать разную стоимость на одну и ту же услугу, если это решение ничем не обосновано. Если субъект не имеет ресурсов для оказания платной услуги, к работе может быть привлечена сторонняя компания. В этом случае заключается договор. Он не должен противоречить Закону о конкуренции.

Прибыль от платных услуг

Доход, образованный вследствие оказания услуг, поступает в пользование самого субъекта на основании пункта 3 статьи 298 ГК РФ. Полученный доход направляется на исполнение плана хозяйственной работы. Однако это только рекомендация. Порядок расходования определяется субъектом самостоятельно, так как направления трат не оговорены в законе. Направить средства на совершение крупной сделки можно только с согласия учредителя. Крупной признается сделка, стоимость которой больше 10% балансовой стоимости активов. Стоимость активов определяется на основании бухгалтерской отчетности.

Если платные услуги входят в госзадание, объем финансирования учреждения уменьшается на планируемую сумму поступлений. То есть даже при занятии платной деятельностью некоторые коммерческие структуры существуют на один и тот же объем финансирования.

Бухучет

Каждая хозяйственная операция должна подтверждаться проводкой. К учету доходов и трат, касающихся услуг за деньги, применяются стандартные правила.

Учет доходов

Поступления фиксируются на счете 130. Учет проводится на счете 2 205 31 000. Рассмотрим используемые бухгалтерские проводки:

  • ДТ2 205 31 560 с корреспонденцией КТ2 401 10 130. Фиксирование поступлений от предоставления услуги.
  • ДТ2 201 11 510 с корреспонденцией КТ2 205 31 660. Услуги оплачены, средства направлены на счет.
  • ДТ2 201 34 510 КТ2 205 31 660. Зачисление в кассу бюджетной структуры.
  • ДТ2 201 23 510 КТ2 205 31 660. Поступление через терминал банка.

То есть корреспонденция определяется способом перечисления оплаты за услуги.

Учет трат на услуги

Затраты могут включать:

  • Общехозяйственные траты, нужные для управленческих целей. Фиксируются на счете 0 109 00 000.
  • Издержки, нужные до доведения товара до покупателя. Фиксируются на счете 0 109 90 000.

Список накладных трат устанавливается учетной политикой структуры. При учете используются проводки в следующей корреспонденции:

  • ДТ2 109 70 223 КТ2 302 23 730. Фиксирование трат на электроэнергию, расходуемую при оказании платных услуг.
  • ДТ4 109 70 223 КТ4 302 23 730. Фиксация трат на энергию, расходуемую при оказании платных услуг в пределах госзадания.
  • ДТ4 302 23 830 КТ4 201 11 610. Оплата энергии поставщику.
  • ДТ2 109 60 223 КТ2 109 70 223. Учет трат в составе себестоимости.
  • ДТ2 401 10 130 КТ2 109 60 272. Списание трат на оказание услуг.

Учет предполагает детализацию трат. То есть прописываются траты по каждой операции.

Налогообложение

Если учреждение оказывает коммерческие образовательные услуги, они не будут облагаться НДС на основании пункта 2 статьи 149 НК РФ. Однако доход будет облагаться налогом на прибыль за некоторыми исключениями (касаются они образовательных субъектов):

  • Образовательная услуга входит в Перечень форм образовательной деятельности.
  • Наличие лицензии на соответствующую деятельность.
  • В учреждении работает не меньше 15 сотрудников.

Если платные услуги оказываются казенными структурами, доход не будет учтен при определении налоговой базы.

Расчет стоимости платной услуги. Метод прямого счета

“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2013, N 7

Как правило, при оказании платной услуги используется труд разных специалистов учреждения, применяются разные материальные запасы, оборудование. В таких случаях для определения стоимости услуги используется метод прямого счета. Предлагаем на сквозном примере рассмотреть порядок расчета стоимости платной услуги, используя этот метод.

В основе расчета затрат на оказание платной услуги лежит прямой учет всех элементов затрат:

Зусл = Зоп + Змз + Аусл + Зн,

где Зусл – затраты на оказание платной услуги;

Зоп – затраты на оплату труда основного персонала;

Змз – затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания платной услуги;

Аусл – сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги;

Зн – накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги.

Затраты на оплату труда основного персонала

Данный вид затрат включает в себя:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала;
  • затраты на командировки основного персонала, связанные с предоставлением платной услуги;
  • суммы вознаграждения сотрудников, привлекаемых по гражданско-правовым договорам.

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитываются как произведение стоимости единицы рабочего времени (например, человеко-дня, человеко-часа) на количество единиц времени, необходимое для оказания платной услуги. Данный расчет проводится по каждому сотруднику, участвующему в оказании соответствующей платной услуги. Затраты определяются по формуле:

где Зоп – затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала;

Тусл – норма рабочего времени, затрачиваемого основным персоналом;

ОТч – повременная (часовая, дневная, месячная) ставка по штатному расписанию и по гражданско-правовым договорам сотрудников из числа основного персонала (включая начисления на выплаты по оплате труда).

Пример 1. Бюджетное учреждение (библиотека) оказывает услуги по копированию. Их осуществляет библиотекарь. Для того чтобы рассчитать размер затрат на оплату труда библиотекаря, оказывающего услугу по копированию, необходимо произвести следующие действия:

  1. рассчитать стоимость 1 мин. рабочего времени библиотекаря. За базу для расчета затрат на оплату труда возьмем оклад библиотекаря. Он составляет 4000 руб. за месяц. Учтем страховые взносы, начисляемые работникам с сумм вознаграждений, и у нас получится заработная плата с учетом производимых начислений – 5208 руб. (4000 + 1208). Среднемесячное количество часов рабочих минут в месяц составляет 9840 мин. (164 ч x 60 мин.). Исходя из имеющихся данных стоимость 1 мин. рабочего времени библиотекаря будет стоить 0,53 коп. (5208 руб. / 9840 руб.). Для облегчения расчета предположим, что дополнительные выплаты библиотекарю не начисляются и не выплачиваются;
  2. определить время, необходимое для копирования 1 документа (1 с. текста). Это можно сделать, используя секундомер. Согласно произведенным замерам на копирование 1 с. текста затрачивается 3 мин.;
  3. исходя из имеющихся данных размер затрат на оплату труда библиотекаря по копированию 1 ед. текста составляет 1,59 руб. (0,53 руб. x 3 мин.).

Согласно производственному календарю при 40-часовой рабочей неделе рабочее время в часах в 2013 г. составляет 1970 ч. Среднемесячное количество часов в 2013 г. будет равно 164 ч (1970 ч / 12 мес.).

Для удобства расчетные данные можно отразить в форме таблицы.

Затраты на приобретение материальных запасов и услуг

Этот элемент затрат, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги, включают в себя (в зависимости от специфики учреждения):

  • затраты на медикаменты и перевязочные средства;
  • затраты на продукты питания;
  • затраты на мягкий инвентарь;
  • затраты на приобретение расходных материалов для оргтехники;
  • затраты на другие материальные запасы.
Читайте также:  Справка о деловой репутации юридического лица — образец написания

Затраты на приобретение материальных запасов рассчитываются как произведение средней стоимости материальных запасов на объем их потребления в процессе оказания платной услуги. Затраты на приобретение материальных запасов определяются по формуле:

где Змз – затраты на материальные запасы, потребляемые в процессе оказания платной услуги;

– количество материальных запасов определенного вида;

– цена приобретаемых материальных запасов.

Пример 2. Для оказания услуг по копированию документов используется бумага и тонер. Предположим, что для услуги копирования используется копировальная бумага “Снегурочка”. В пачке содержится 500 л. Стоимость 1 пачки бумаги – 133 руб. Следовательно, стоимость 1 листа бумаги составляет 0,27 коп.

Что касается затрат по расходу тонера, то здесь необходимо сказать следующее. Для примера рассмотрим принтер Canon LBP 810. Картридж для него, обозначаемый Canon EP 22 (каталожный номер, по которому производят заказ у поставщика расходных материалов), рассчитан на 2500 с. формата А4 с 5% заполнения.

В картридже EP 22 содержится 140 г тонера. Как правило, результат тестирования 5% заполнения страницы – буква “E”, равномерно распределенная по всей области листа. Начертание и размер шрифта у поставщиков разнятся, но относительный периметр заполнения тестовой страницы должен соответствовать тем же 5%. Например, по ГОСТ 13.2.015-2001 “Репрография. Копирография. Метод определения расхода тонера при проявлении в электрофотографических аппаратах” рекомендуется определять расход тонера на одну копию (мг/копия) по тест-оригиналам на бумаге с белой поверхностью, заполненной знаком “X” (ТО-1 – для 4% заполнения и ТО-2 – для 8%).

Средняя розничная цена картриджа ЕР 22 – 1344 руб. Пересчитываем на 1 с. 5% заполнения и получаем 0,54 руб. (1344 руб. / 2500 с.).

Исходя из полученных данных материальные затраты на копирование 1 с. текста составили 0,81 руб. (0,54 руб. + 0,27 коп.).

Расчет затрат на материальные запасы, непосредственно потребляемые в процессе оказания платной услуги, можно отразить в форме таблицы.

Амортизация оборудования, используемого при оказании платной услуги

Сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, определяется исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы его износа и времени работы в процессе оказания платной услуги.

Пример 3. Для оказания копировальных услуг применяется копировальный аппарат. Его балансовая стоимость составляет 50 000 руб. Согласно принятой учетной политике при определении срока полезного использования амортизируемого имущества применяется максимальный срок, установленный в диапазоне, приведенном в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 “О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы”. Из норм данного документа следует, что срок полезного использования копировальной техники находится в диапазоне 3 – 5 лет. Следовательно, для расчета годовой нормы амортизации применяем срок, равный 5 годам (60 мес.). По результатам произведенных замеров на копирование 1 с. текста копировальный аппарат затрачивает 2 мин. Средняя годовая норма времени работы оборудования составляет 4870 мин.

Расчет суммы начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, можно произвести, используя приведенную ниже таблицу.

Для примера выбран максимальный срок.

Накладные расходы

При расчете стоимости услуги в нее включаются накладные расходы. Их объем относится на стоимость платной услуги пропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги:

где Кн – коэффициент накладных затрат, отражающий нагрузку на единицу оплаты труда основного персонала учреждения. Данный коэффициент рассчитывается на основании отчетных данных за предшествующий период и прогнозируемых изменений в плановом периоде:

где Зауп – фактические затраты на административно-управленческий персонал за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемое изменение численности административно-управленческого персонала и прогнозируемый рост заработной платы;

Зохн – фактические затраты общехозяйственного назначения за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемый инфляционный рост цен, и прогнозируемые затраты на уплату налогов (кроме налогов на фонд оплаты труда), пошлины и иные обязательные платежи с учетом изменения налогового законодательства;

Аохн – прогноз суммы начисленной амортизации имущества общехозяйственного назначения в плановом периоде;

Зоп – фактические затраты на весь основной персонал учреждения за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемое изменение численности основного персонала и прогнозируемый рост заработной платы.

Затраты на административно-управленческий персонал включают в себя:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала;
  • нормативные затраты на командировки административно-управленческого персонала;
  • затраты по повышению квалификации основного и административно-управленческого персонала.

Затраты общехозяйственного назначения включают в себя:

  • затраты на материальные и информационные ресурсы, затраты на услуги в области информационных технологий (в том числе приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение);
  • затраты на коммунальные услуги, услуги связи, транспорта, затраты на услуги банков, прачечных, затраты на прочие услуги, потребляемые учреждением при оказании платной услуги;
  • затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе затраты на охрану (обслуживание систем видеонаблюдения, тревожных кнопок, контроля доступа в здание и т.п.), затраты на противопожарную безопасность (обслуживание оборудования, систем охранно-пожарной сигнализации т.п.), затраты на текущий ремонт по видам основных фондов, затраты на содержание прилегающей территории, затраты на арендную плату за пользование имуществом (в случае если аренда необходима для оказания платной услуги), затраты на уборку помещений, на содержание транспорта, приобретение топлива для котельных, санитарную обработку помещений.

Сумма начисленной амортизации имущества общехозяйственного назначения определяется исходя из балансовой стоимости оборудования и годовой нормы его износа.

Согласно нормам п. 134 Инструкции N 157н затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции (выполнении работ, оказании услуг) все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции (выполнением работ, оказанием услуг), относятся к прямым затратам.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции (выполнения работы, оказания услуги).

Накладные расходы распределяются между видами деятельности (например, деятельность, осуществляемая в рамках деятельности, финансируемой за счет средств субсидий на выполнение задания учредителя, и деятельность от оказания платных услуг), видами оказываемых услуг (например, в рамках приносящей доход деятельности учреждение оказывает услуги “А”, “Б”, “В”).

Распределение накладных расходов производится одним из способов:

  • пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;
  • пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.д.).

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования производится учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур. Выбранный способ распределения накладных расходов отражается в учетной политике.

Расчет накладных затрат можно произвести, используя таблицу.

Для создания целостности нашего сквозного примера предположим, что размер определенных расчетным путем накладных расходов составил 2,17 руб. на единицу услуги (копирование 1 с. текста).

Общая стоимость услуги определяется так:

Полная себестоимость + Прибыль.

Себестоимость представляет собой сумму трудовых, материальных и амортизационных затрат на единицу продукции и является исходной базой цены.

Себестоимость в структуре цены, как правило, составляет около 80%. Размер наценки (прибыли) к себестоимости устанавливается учреждением по согласованию с учредителем. Предположим, учредитель для подведомственных учреждений установил, что в расчет стоимости платной услуги закладывается прибыль в размере не больше 25% от себестоимости данной услуги.

Расчет цены услуги по копированию документов приведем в таблице.

С учетом округления цена за услугу может быть установлена в размере 11 руб.

Расчет цены платной услуги

Автор: Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Театр (автономное учреждение) планирует открыть детскую театральную студию (без прав юридического лица), которая способствует развитию дарований ее участников, освоению и созданию ими культурных, нравственных, эстетических и других ценностей. Посещение студии является платным. Развитием необходимых навыков, творческих способностей, мышления, воображения, обучением актерскому мастерству, сценической речи занимаются сотрудники театра, услуги которых должны оплачиваться по договору возмездного оказания услуг. Что нужно включить в расчет стоимости одного занятия, имеющего часовую продолжительность?

В силу ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1, организации культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги.

Поскольку целью оказания платных услуг в государственных (муниципальных) учреждениях, в том числе автономных, не может быть извлечение прибыли, в основе ценообразования лежит принцип самоокупаемости затрат.

При расчете тарифа на платную услугу учитываются:

прямые расходы (заработная плата основного персонала с начислениями на оплату труда, материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги, и прочие расходы, непосредственно связанные с оказанием услуги);

накладные расходы (коммунальные расходы, затраты на содержание имущества, затраты общехозяйственного назначения, затраты на административно-управленческий персонал и прочие затраты, которые прямо нельзя отнести на конкретную услугу).

Учреждение самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых и накладных расходов, связанных с оказанием платных услуг, а также порядок распределения накладных расходов.

Приведем пример расчета цены одного занятия по курсу «Театральная студия» (дополнительная платная услуга), исходя из следующего:

количество занятий в месяц – 8 ч;

продолжительность одного занятия – 1 ч;

средняя наполняемость группы – 15 человек;

период оказания услуги – 8 месяцев;

средний должностной оклад преподавателя в месяц, включая начисления на выплаты по оплате труда, – 32 600 руб.;

месячный фонд рабочего времени – 72 ч;

стоимость методической литературы – 24 000 руб.;

стоимость канцтоваров – 8 000 руб.

Статья затрат

За одно занятие

На одного человека

I. Прямые расходы (п. 1 + п. 2)

1. Затраты на оплату труда основного персонала

452,77 руб.
(32 600 руб. / 72 ч)

30,18 руб.
(452,77 руб. / 15 чел.)

2. Затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно потребляемых в процессе оказания услуги (п. 2.1 + п. 2.2)

2.1. Методическая литература: расходы в месяц – 3 000 руб. (24 000 руб. / 8 мес.)

375 руб.
(3 000 руб. / 8 зан.)

25 руб.
(375 руб. / 15 чел.)

2.2. Канцтовары: расходы в месяц – 1 000 руб. (8 000 руб. / 8 мес.)

125 руб.
(1 000 руб. / 8 зан.)

8,33 руб.
(125 руб. / 15 чел.)

II. Накладные расходы, относимые на платную услугу: их объем определяется с учетом коэффициента (0,58*), определяемого как отношение общей суммы накладных расходов к общей сумме прямых расходов

Читайте также:  Регистрация в ПФР ИП

552,61 руб.
(952,77 руб. х 0,58)

36,84 руб.
(63,51 руб. х 0,58)

III. Итого расходов (прямые + накладные)

* Значение коэффициента накладных расходов рассчитано на основании обобщенных сведений о затратах. Расчет не приводится.

Итак, цена платной услуги составила 100,35 руб. Следовательно, месячная плата за занятия на одного человека составит 802,8 руб. (100 руб. x 8 зан.).

Помимо прямых и накладных затрат, в цену услуги могут быть заложены средства на развитие материально-технической базы учреждения.

Новая методика расчета стоимости платных медицинских услуг

Основные принципы расчета стоимости платных медицинских услуг

Прежде всего отметим, что Методика применяется для определения стоимости платных медицинских услуг заведениями здравоохранения. Она определяет методологию и порядок учета фактических расходов, которые осуществляют заведения здравоохранения в связи с предоставлением услуг по медицинскому обслуживанию (далее — медицинские услуги) и которые учитываются во время установления единых тарифов на медицинские услуги, предоставляемые в соответствии с отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения по договорам о медицинском обслуживании населения в пределах программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения по Закону № 2168.

В соответствии со ст. 18 Основ законодательства стоимость услуги по медицинскому обслуживанию рассчитывается с учетом структуры расходов, необходимых для предоставления такой услуги в соответствии с отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения. Методика расчета стоимости услуги по медицинскому обслуживанию, перечень платных услуг по медицинскому обслуживанию утверждаются Кабмином.

Именно во исполнение этой статьи и разработана Методика.

При этом важно: Методика является обязательной для применения:

— референтными заведениями здравоохранения, данные анализа расходов в которых используются для расчета единых тарифов на медицинские услуги в пределах программы медицинских гарантий, — для учета и анализа фактических расходов, связанных с предоставлением отмеченных услуг;

— МОЗ — во время разработки предложений относительно единых тарифов на медицинские услуги в рамках программы медицинских гарантий.

Референтные заведения здравоохранения — это определенные МОЗ заведения здравоохранения независимо от формы собственности, данные анализа расходов в которых используются для расчета единых тарифов на медицинские услуги, которые предоставляются по договорам о медицинском обслуживании населения в пределах программы медицинских гарантий.

Кроме этого, как один из инструментов улучшения внутреннего управления расходами, Методика может использоваться также в иных, нежели указанные, заведениях здравоохранения, которые оказывают медицинские услуги в пределах программы медицинских гарантий. Еще раз напомним, что условия программы медицинских гарантий определены в Законе № 2168 (ср. 025069200). Кстати, программа государственных гарантий медицинского обслуживания населения (программа медицинских гарантий) — это программа, определяющая перечень и объем медицинских услуг (включая медицинские изделия) и лекарственных средств, полную оплату предоставления которых пациентам государство гарантирует за счет средств Госбюджета согласно тарифу, для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами.

Порядок расчета платных медицинских услуг

Для анализа учета расходов в соответствии с Методикой применяется метод пошагового распределения расходов «сверху вниз».

Метод пошагового распределения расходов «сверху вниз» предусматривает проведение экономических расчетов, результатом которых является распределение всех расходов заведения здравоохранения (как прямых, так и непрямых) — от административных и вспомогательных подразделений (центров расходов) до основных клинических отделений (центров расходов), для которых рассчитывается конечная средняя стоимость единицы медицинской услуги (выписанный пациент, койко-день в стационарном отделении больницы, амбулаторное посещение и т. п.) на основе критериев распределения расходов, перечень и порядок применения которых определяются МОЗ.

Анализ расходов с использованием пошагового распределения расходов «сверху вниз» осуществляется поэтапно.

Рассмотрим эти этапы схематически.

Рассмотрим каждый из этапов.

Стандартизация перечня клинических отделений и структурных подразделений заведения здравоохранения

Стандартный перечень и систему кодировки основных клинических отделений и типовой перечень административных и вспомогательных подразделений заведений здравоохранения, которые используются во время применения Методики, определяет МОЗ.

Заведения здравоохранения используют этот перечень для кодировки своих основных клинических отделений, административных и вспомогательных подразделений.

Классификация подразделений/отделений заведения здравоохранения по типам центров расходов

После стандартизации перечня структурных подразделений/отделений заведения здравоохранения в соответствии с функциями об обеспечении деятельности заведения здравоохранения их классифицируют по таким типам:

1) административные подразделения;

2) вспомогательные медицинские подразделения;

3) основные клинические отделения.

Рассмотрим, что именно понимается под каждым подразделением.

руководство, отдел кадров, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел статистики, административно-хозяйственная часть, гараж, подразделения технического обслуживания медицинского и немедицинского оборудования, отдел информационных технологий, прачечная, пищеблок, стерилизационное отделение и т. п.

Вспомогательные медицинские подразделения

лаборатории, подразделения по проведению инструментальных и аппаратных диагностических исследований, операционные блоки и подразделения реанимации и интенсивной терапии, которые удовлетворяют потребности основных клинических отделений

Основные клинические отделения

структурные подразделения, которые непосредственно оказывают пациентам медицинские услуги по стационарному лечению во время амбулаторных посещений или в режиме дневного стационара

Определение расходов, которые будут включаться в расчет расходов

Распределение расходов осуществляется на основе общего бюджета заведения здравоохранения.

Общий бюджет охватывает все расходы заведения из общего и специального фондов.

При этом следует отметить, что по Методике в расчете расходов не учитываются:

— капитальные расходы (капитальный ремонт и закупка высокостоимостного оборудования и других основных средств);

— расходы, непосредственно не связанные с предоставлением медицинских услуг, которые не предусмотрены программой медицинских гарантий.

Распределение прямых расходов между всеми структурными подразделениями/отделениями заведения здравоохранения

Прямые расходы — это стоимость производственных ресурсов (персонала, лекарственных средств и т. п.), которые непосредственно связаны с производством медицинской услуги и, по данным бухгалтерского учета, могут быть непосредственно отнесены к объекту расходов (структурному подразделению/отделению заведения здравоохранения, услуги или конкретному пациенту).

На этом этапе осуществляется распределение общей суммы прямых расходов на все административные и вспомогательные подразделения, а также клинические отделения заведения здравоохранения.

К прямым расходам относят:

— расходы на заработную плату и связанные с ней начисления;

— расходы на лекарственные средства;

— расходы на техническое обеспечение и обслуживание (текущий ремонт) высокостоимостного оборудования;

— коммунальные расходы при возможности прямого отнесения.

Определение критериев распределения расходов

Этот этап предусматривает принятие решения об определении критериев распределения для двух типов расходов:

— критерии распределения общей суммы непрямых расходов на основные клинические отделения, административные и вспомогательные подразделения заведения здравоохранения;

— критерии распределения всех расходов (прямых и непрямых) на содержание административных и вспомогательных структурных подразделений на основные клинические отделения заведения здравоохранения.

Отметим, что непрямые расходы — это стоимость производственных ресурсов (коммунальные услуги, административные расходы, накладные расходы и т. п.), которые трудно проследить непосредственно к конкретным объектам расходов (организациям, отделениям, услугам, пациентам и т. п.) и которые должны распределяться.

Для реализации этого этапа заведение здравоохранения должно определить соответствующие критерии распределения расходов с помощью примерного перечня таких критериев, который утверждается МОЗ.

Большинство критериев являются значениями отдельных параметров, которые измеряются (количество койко-дней, лабораторных исследований, используемых квадратных метров площади помещений или общее количество персонала и т. п.), но могут использоваться и другие непрямые параметры, включая экспертную оценку, если более точные данные недоступны.

Обратим внимание на пример непрямых расходов, который предлагает Методика.

Так, как определено в Методике, примером непрямых расходов могут быть расходы на оплату электроэнергии. Для распределения расходов на электроэнергию непосредственно подразделениям/отделениям необходимо измерять объем потребления электроэнергии с помощью счетчиков электроэнергии с указанием при этом количества потребляемых киловатт-часов.

Такой способ был бы самым точным для определения стоимости электроэнергии, которая приходится на определенное подразделение/отделение. Однако заведения здравоохранения обычно не имеют настолько подробных сведений относительно потребления электроэнергии, а если они и есть, счетчики электроэнергии могут регистрировать уровень потребления электроэнергии совокупно для нескольких подразделений/отделений, объединенных общим местом расположения.

Стоимость электроэнергии в этом примере должна рассматриваться как непрямые расходы, что требует применения определенного непрямого показателя оценки — критерия распределения — для распределения расходов по подразделениям/отделениям.

В случае потребляемой электроэнергии в качестве общего критерия распределения расходов выступает площадь помещения (например, количество квадратных метров) в каждом структурном подразделении/отделении, которая применяется как непрямой показатель уровня потребления электроэнергии.

Это базируется на предположении, что подразделения/отделения, занимающие большую площадь, потребляют больше электроэнергии, то есть стоимость электропотребления изменяется пропорционально площади, которую занимает определенное подразделение/отделение в границах всего заведения. В данном случае критерий распределения расходов, выраженный в квадратных метрах, является непрямым показателем оценки уровня потребления электроэнергии структурными подразделениями/отделениями и используется для распределения соответствующих расходов на электроэнергию.

Но, если честно, такая логика и эти выводы являются довольно странными, ведь количество потребленной электроэнергии каким-либо отделением можно рассчитать исходя из мощности всех электроприборов, умножив на время их работы. Такой способ широко применяется при расчете количества фактически потребленной электроэнергии арендаторами. Но в Методике об этом даже и не упоминается.

Тем более что в большом помещении, например, может быть мало электроприборов, в то время как в каком-то маленьком может стоять мощное медицинское оборудование. Поэтому мы лично такой подход не считаем правильным.

Другим примером распределения расходов на содержание вспомогательного подразделения может быть лаборатория. Все расходы на содержание лаборатории (прямые и непрямые) могут быть распределены на основные клинические отделения пропорционально количеству проведенных исследований (критерий распределения), которые были сделаны для каждого основного клинического отделения.

Распределение непрямых расходов

Непрямые расходы распределяются между всеми подразделениями/отделениями заведения здравоохранения, включая административные, вспомогательные, а также клинические отделения, с помощью критериев, определенных в п.п. 5 п. 7 Методики, и в соответствии с приведенными в Методике формулами.

Не будем их повторять, вы можете их просмотреть в Методике.

Выполнение пошагового распределения расходов «сверху вниз»

Во время пошагового распределения расходов «сверху вниз» расходы всех подразделений/отделений заведения здравоохранения располагаются в виде вертикального списка с соблюдением такой последовательности: деятельность подразделений, расположенных выше в списке, имеет более общий характер и/или способствует осуществлению деятельности подразделений/отделений, расположенных ниже в списке.

Таким образом, административные подразделения будут расположены в списке выше, чем вспомогательные, а вспомогательные — выше, чем основные клинические отделения.

Расходы административных и вспомогательных подразделений последовательно распределяются сверху вниз между подразделениями/отделениями, расположенными ниже в списке, в соответствии с установленными критериями распределения.

После того как расходы очередного подразделения распределены между всеми подразделениями/отделениями, расположенными ниже в списке, осуществляется переход к распределению расходов следующего подразделения/отделения.

Подробнее этот процесс можно увидеть в приложении 2 к Методике.

На основе проведенных референтными заведениями здравоохранения расчетов определяется средняя референтная стоимость в разрезе единиц услуг по всем заведениям, которая является базой для установления тарифов.

Читайте также:  Список документов для регистрации ИП

Доходы от оказания платных услуг

Правила оказания платных услуг.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

образовательные и медицинские услуги;

деятельность, связанная с торговлей;

предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));

услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);

платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);

гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);

платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Расчет стоимости платной услуги.

Стоимость платной услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу. Например, такой порядок для учреждений, подведомственных ФМБА, утвержден Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.

В Правилах № 706, регламентирующих оказание платных образовательных услуг, содержатся указания, что организации, осуществляющие данную деятельность за счет средств бюджетов, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных организаций и оказываемые сверх установленного государственного задания, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 № 1898 (далее – Порядок № 1898). Как вытекает из п. 5 Порядка № 1898, размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, зафиксированных в п. 2 Порядка № 1898, и устанавливается руководителем учреждения. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливают размер платы на основании решения ученого совета.

На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что цена платной услуги, оказанной бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности (в пределах 20%) и повышающего коэффициента в отношении услуг, оказываемых в условиях, отличных от нормальных (в ночное время, в выходные и праздничные дни). Требование в отношении повышающего коэффициента может быть установлено отдельным нормативно-правовым актом, например, Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122.

Заключение договора на оказание платных услуг.

Договор, заключаемый с потребителем услуги, является возмездным договором об оказании услуг, заключение которого регулируется гл. 39 ГК РФ. В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить конкретную деятельность), а заказчик – оплатить их.

Договор оформляется в простой письменной форме и должен содержать сведения о заказчике и исполнителе. Перечень необходимых сведений приводится в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ.

Так, из п. 3, 16 Правил № 1006 следует, что медицинские организации могут предоставлять платные медицинские услуги только в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, с заключением договора в письменной форме. Сведения о лицензии на ведение медицинской деятельности и прейскурант цен в рублях входят в число обязательной информации при заключении договора, они подлежат опубликованию на сайте медицинской организации в Интернете, а также на информационных стендах (стойках), размещаемых непосредственно в здании (пп. «в», «г» п. 11 Правил № 1006).

Соблюдение соответствующих требований пп. «а», «в» и «г» п. 17 Правил № 1006 достигается посредством указания в заключаемых договорах:

сведений о номере лицензии на осуществление медицинской деятельности, дате регистрации;

перечня тех платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в соответствии с конкретным договором. Одновременно приводится перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации согласно лицензии, к которым относятся определенные договором соответствующие платные медицинские услуги;

стоимости конкретных платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в рамках заключаемого договора;

сроков и порядка оплаты этих услуг.

По Информации Роспотребнадзора от 08.03.2016 для обеспечения соблюдения требований Правил № 1006 приложение к каждому заключаемому договору копии лицензии на ведение медицинской деятельности с перечнем всех услуг, составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, как и прейскуранта цен на все виды выполняемых (оказываемых) медицинской организацией работ (услуг), не требуется.

При этом копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих такую деятельность согласно лицензии, исполнитель по смыслу п. 13 Правил № 1006 должен предоставить для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика при заключении договора.

Сведения, отражаемые в договоре на оказание платной образовательной услуги, приведены в п. 12 Правил № 706. Названный пункт регламентирует в обязательном порядке указывать, в частности, сведения:

о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дату регистрации лицензии);

о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности)

о форме обучения, сроках освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

о виде документа (при наличии), выдаваемого лицу, обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

Примерные формы договоров на платные образовательные услуги утверждены приказами Минобрнауки РФ от 13.01.2014 № 8, от 09.12.2013 № 1315, от 21.11.2013 № 1267, от 25.10.2013 № 1185.

Учет выручки от оказания платных услуг.

Как уже было отмечено, доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

  • Платные услуги по ксерокопированию в библиотеке: калькуляция, оформление, учет
  • Учет продукции общественного питания столовой бюджетного учреждения

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания платных услуг отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 (п. 21 Инструкции № 157н, п. 92 Инструкции № 174н).

Ниже рассмотрим варианты корреспонденций счетов по оказанию платных услуг.

Начислены доходы от оказания платных услуг

Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор

Поступила плата за оказанные услуги на лицевой счет учреждения

Выписка из лицевого счета

Поступила плата за оказанные услуги в кассу учреждения

Приходный кассовый ордер

Сдана выручка на лицевой счет учреждения

Расходный кассовый ордер, выписка из лицевого счета учреждения

Поступила плата через банковский терминал посредством расчета банковской картой

Журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста

Поступила выручка на лицевой счет

Выписка из лицевого счета

Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных услуг.

Бюджетное учреждение в сентябре 2017 года оказало физическим лицам платные услуги на сумму 146 000 руб. Ввсе денежные средства были внесены в кассу. Полученная выручка через инкассаторскую службу банка поступила на лицевой счет организации 01.11.2017 за вычетом банковского вознаграждения, которое составляет 2,5% от суммы расчетов. Расходы на вознаграждение банку учреждение учитывает в составе общехозяйственных затрат.

В соответствии с п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается. В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п. 3).

Поступление наличных денежных средств на балансовый счет 40116 из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, отражается по дебету счета 2 210 03 000 (п. 78 Инструкции № 174н).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Начислены доходы, полученные от оказания экспертных услуг

Оцените статью
Добавить комментарий